Топоним «Стромынь» и загадка двух монастырей
Алексей Симонов
Относительно значения и происхождения топонима «Стромынь» единого мнения не существует, имеется несколько различных версий. Этот топоним связывает пять названий: 1) место, где был основан монастырь; 2) монастырь – Стромынский; 4) дорога – Стромынка; 4) село – Стромынь; 5) улица в Москве – Стромынка.
Попробуем выяснить источник и последовательность возникновения этих названий.
Самыми ранними источниками, говорящими нам о Стромыни, являются русские летописи. В частности Никоновская летопись сообщает, что в 1379 г. «преподобный игумен Сергий созда монастырь на реце Дубенке на Стромыни…» (1). Ногинский краевед П.П.Копышев (1904-2002) предполагал, что «название Стромыни можно в некоторой степени связать с рьяной, стремительной ездой, или с небольшими возами, или, наконец, с «стремлением» местности, т.е. с укреплением грунта под какое-либо строение. Но возможно и то, что Стромынью называлось какое-то лесное урочище близ села Коровицына, в котором и был основан монастырь. Что имел в виду летописец под словом «Стромынь» - сказать трудно; может это означало «при (или «на») дороге», может «на более твердом грунте» среди имеющихся в этой местности до сих пор сырых лугов и болотин.… Проступает некоторое основание полагать, что впервые не дорога получила свое название от названия села или монастыря, а наоборот – монастырь назван или по дороге, или по самой местности, а уже много позднее (в середине XIX века – А.С.) по названию монастыря было названо, т.е. переименовано село Коровицыно» (ныне село Стромынь – А.С.) (2).
Ученый секретарь Московского отделения Географического общества И.Гольдфарб связывал слово «Стромыня» со многими терминами: струя, стержень, стремина. Такого же мнения придерживался Ногинский краевед Е.А.Адрианов (1922-1998). В «Словаре народных географических терминов» Э.Мурзаева указывается: «Строма, стромина – обрыв, крутой склон» (3). Эта версия подтверждается действительностью (4). Местом бывшего монастыря является возвышенный берег реки Дубенки. Таким образом название монастыря связывается с уточнением его расположения на крутом берегу реки (5).
Выдающийся знаток славянских языков, профессор Афанасий Матвеевич Селищев (1886-1942) связывал слово «Стромынь» с древнерусскими словами: стръмый (стромый) – крутой и стрърьмина (стремнина) – обрыв (6). Подобное толкование находим в словаре В.И.Даля: стромкий – высокий, крутой (7).
А также в Полном церковно-славянском словаре: стромина – тоже, что стремнина, крутая (8).
Существует и другая версия происхождения слова «Стромынь». Так, ногинский краевед А.П.Мельников (1934-2003) связывал его со словом «стромить» – т.е. крепить, огораживать или гатить низменный, заболоченный участок дороги или местности. Равно как и втыкать, ставить торчмя. В 1997 г. он писал: «Это соответствовало условиям местности того времени, когда строился монастырь на берегу реки Дубенки. Дорога из села Коровицыно-Стромынь к монастырю могла быть гатью, а может, и сам монастырь строился на низком месте, которое пришлось «стромить», т.е. несколько возвышать насыпью, укрепляя грунт сваями и гатью. В пользу этого говорят результаты исследований краеведа из г. Щелково, ныне покойного, М.Баева – «… основание Успенского монастыря на реке Дубенке здесь явно насыпано, площадь насыпи – около трех гектаров». Ни в одном источнике невозможно встретить сообщение, что Дубенский монастырь был построен «около Стромыни», «в Стромыне» или «у Стромыни». Обязательно, разными авторами, притом в разное время написано: «на Стромыни». Это согласуется с летописными данными» (9).
В 1978 г. вышла книга Г.М.Прохорова «Повесть о Митяе». В ней автор, рассмотрев, на основе привлечения широкого круга источников, взаимоотношения преподобного Сергия Радонежского с великокняжеской властью в 1370-1380-е годы, выделил период их наибольшего сближения – с осени 1379 г. по август 1382 г. Летописное сообщение об освящении I-го декабря 1379 г. Успенского храма на Стромыни, по мнению Г.М.Прохорова, фиксирует начало этого периода (10). Отсюда следует, что монастырь создавался в краткие, сжатые сроки. Следовательно насыпь на берегу Дубенки была создана задолго до этого и, видимо, для другой цели. Возникает вопрос: кто, когда и для какой цели создал эту насыпь?
Известно, что в древности многие храмы были основаны на месте языческих капищ. Отсюда возникает предположение, не был ли монастырь основан на месте древнего языческого капища, устроенного на рукотворном холме или кургане?
Е.М.Поспелов в своем «Топонимическом словаре» пишет: «Вариант Костромыня обусловлен появлением сначала приставного «о», облегчающего произношение стечения согласных в начале названия, и превращением в Остромынь, а в дальнейшем и переосмыслением: ср. кострома, древнерусское мифологическое олицетворение весны и плодородия» (11). Кстати говоря, славяне-язычники перед началом весенних сельских работ проводили обряд: делали чучело из соломы – «Кострому» и потом топили его в реке или озере. Наша «Стромынь» тоже находится на берегу реки. Возникает очередной вопрос: Если чучело Костромы ставили на возвышенности, чтобы затем утопить его в реке, то не являются ли родственными по происхождению слова «Кострома» и «Стромынь»?
Автор известной книги «Истории московских переулков» и других интереснейших работ С.К.Романюк предполагает свою взаимосвязь с Костромой: «Возможно, что дорога, ведшая на северо-восток, в частности, к Костроме, (здесь к городу – А.С.) называлась Костромынской дорогой, Остромынкой, а отсюда совсем близко до Стромынки» (12).
А московская улица Стромынка, идущая на протяжении полутора километров от станции метро «Сокольники» до Матросского моста на Яузе, была в древности частью дороги из Москвы через Черкизово, в село Стромынь. Отсюда дорога, а затем и улица получили свое название. Так указывается в известной книге П.В.Сытина «Из истории московских улиц» (13). Следует отметить, что дорога и улица получили свое название от монастыря, а не от села. Ибо монастырь тот был «государевым богомольем», а название села более позднее – середина XIX века. Так, согласно приходно-расходной книге дел Тайного приказа за 1664-1670 годы крестьянам разрешалось «дрова подбирать на росчистных полях за Строкиным, меж дорог Володимерки и Стромынки…» (14).
Таким образом, устанавливается следующая последовательность возникновения названий: 1) местность – Стромынь или Стромыня; 2) монастырь – Стромынский; 3) дорога – Стромынка; 4) улица – Стромынка; 5) село – Стромынь.
В древности на Руси существовало такое понятие как «обетные монастыри», которые создавались на средства влиятельных лиц по обету или по обещанию в благодарность Богу. Так были основаны многие обители, в их числе Успенский Стромынский мужской монастырь, располагавшийся некогда недалеко от нынешнего села Стромынь Ногинского района.
Среди ногинских краеведов, наверное, нет такого, кто в той или иной степени не касался бы «стромынской» темы. В этом, воистину загадочном месте соединились вместе загадки топонимики, хронологии, агиографии[11] и множество других. По многим этим вопросам нет единого мнения даже среди маститых ученых-историков.
Общий вопрос нашего исследования, вынесенный в заглавии, мог бы звучать так: «Сколько обетных Успенских монастырей на реке Дубенке было основано по повелению великого князя Дмитрия Ивановича Донского: один или два?»
Перед Куликовской битвой великий князь Дмитрий Иванович дал обет, то есть обещание: «Если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлет мне помощь противу врага, то я построю монастырь во имя Пресвятыя Богородицы» (15). После успешного окончания битвы великий князь исполнил свой обет. «При пособии преподобного Сергия им был построен Стромынский Успенский монастырь, на реке Дубенке…» (16). В Никоновской летописи об основании данного монастыря говорится дважды. «Того же лета 6887 (1379) повелением Великого Князя Димитрия Иоанновича преподобный игумен Сергий созда монастырь на реце Дубенке на Стромыни, и постави в нем церковь Успения Пресвятыя Богородицы, и игумена приведе из своего монастыря от Святыя Троицы, именем Леонтия, и свещена бысть церковь месяца декабря в первый день, и иноки и монастырь устрои во всем» (17). В другом месте летопись гласит: «И возвратися (с Куликовской битвы) Князь Великий с воинством своим здрав, и умоли святого Сергия поискати место на составление монастыря; он же, обрет место, и призва Великого Князя и основа церковь и монастырь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, и состави общее житие, и постави единого от ученик своих игумена в том монастыре, именем Савву, иже бысть преж в его монастыре великом духовником всему братству, старец честен и учителен зело, и прозваша той монастырь, еже есть сице имя ему, монастырь на Дубенке; сам же преподобный отиде в свой монастырь» (18).
Церковный историк XIX века граф М.В.Толстой (1812-1896), анализируя эти два летописных сообщения, пришел к выводу о том, что здесь говорится о разных монастырях. В 1860 году М.В.Толстой писал: «Из сличения этих двух мест одной и той же летописи ясно видно, что здесь говорится о двух различных монастырях: 1)Один основан в 1379 году, а другой после 1380 года. 2) В одном первым игуменом поставлен Леонтий, а в другом Савва. 3) Один называется Дубенским на Стромыни, другой просто Дубенским, и под этим именем, кроме Никоновской летописи, упоминается в Епифаниевом житии преподобного Сергия и в Маркелловом житии преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. В обоих житиях о Стромыни вовсе не упоминается, и сведения о преподобном Савве нужно отнести к другому Дубенскому монастырю. Где же был этот другой Дубенский монастырь, основанный после Мамаевского побоища?
М.В. Толстой писал: «Случайно удалось мне прошедшим летом (1859 г.) отыскать следы этой древней, давно исчезнувшей обители. На границах Владимирской и Тверской губерний, в Александровском уезде, на берегу реки Дубны, в пустоши Шавыкиной находится остров, длиною от севера к югу около 2 верст, шириною до 200 сажен. Остров покрыт болотом, за исключением холма, около 100 сажен в окружности. На этом холме видны следы гряд, высохший прудик, несколько могил, обросших травою, и две часовни на месте прежде бывших храмов Успенского Дубенского монастыря…» (19).
Следует отметить, что ключевым пунктом версии М.В.Толстого о существовании второго обетного монастыря является уточнение местоположения его на острове. Подтверждение этому он нашел в печатном Прологе[12] под 16 марта, где говорится, что святитель Серапион Новгородский[13] приходит в монастырь Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Успения на остров, иже есть на Дубенке». Церковный историк XIX века профессор Московской Духовной Академии протоиерей С.К.Смирнов (1818-1889) по этому поводу в 1862 году писал: «Но это ошибка: в рукописном житии преподобного Серапиона, писанном в 1677 году архимандритом Троицкой Лавры Викентием, и в двух рукописных экземплярах жития, принадлежащих также XVII веку, вместо выражения: на остров, читается: на Стромыню. Издатели Пролога или следовали испорченному чтению, или не разобрали слова: «на Стромыню» и заменили оное созвучным: «на остров». А что действительно Серапион пришел в Стромынский, а не в другой монастырь, это видно из того, что далее в житии рассказывается об обстоятельствах, бывших поводом к основанию Стромынского монастыря, именно: об обете Донского и победе его над Мамаем» (20).
Проблематика существования двух интересующих нас монастырей нашла свое отражение и в работах современных историков. Доктор исторических наук Б.М.Клосс, исследуя данный вопрос, в 1993 году писал: «При обращении к Троицкой летописи, однако, выясняется: известие о построении Стромынского монастыря (на Дубенке) относится к 1379 году. Значит, монастырь построен задолго до Куликовской битвы и сооружение с данным обетом никак не связано. Исследователи выходили из этого неудобного положения по-разному. Одни строительство Стромынского монастыря на Дубенке соотносили с победой на Воже в 1378 году, а с Куликовской битвой связывали возведение Шавыкинского монастыря на одноименной реке Дубенке, но находившейся в другом месте. Иные же, соглашаясь с летописным свидетельством 1379 года и его связью с битвой на Воже, начисто отрицали какую-либо достоверность рассказа.
И действительно, в последнем случае получается, что никакой встречи Сергия с князем Дмитрием не было. Но поскольку глава Жития, повествующая о благословении Сергием великого князя Дмитрия Ивановича на освободительную борьбу – центральная для характеристики гражданской и нравственной позиции величайшего из русских святых, то весь этот эпизод нуждается в тщательном источниковедческом анализе.
При чтении статьи Троицкой летописи 1379 года бросается в глаза, что здесь содержатся более поздние известия, попавшие сюда по ошибке. Например, есть там сообщение, будто в том году Благовещение совпало с Пасхой. «Се же писах того ради, – добавляет летописец, – понеже не часто так бывает, но реткажды, кроме того лета отселе еще до второго пришествия одинаково будет». Но совпадение Благовещения с Пасхой на самом деле произошло не в 1379, а в 1380 году. Это заставляет нас более внимательно присматриваться к записям о построении Стромынского монастыря на Дубенке. Из них следует, что преподобный Сергий по повелению великого князя поставил церковь Успения Богородицы «и монастырь устрои и келии возгради», а освещена была церковь 1 декабря, на память пророка Наума. Но в 1379 году 1 декабря приходилось на четверг, а освящение основного монастырского храма в будничный день представить себе трудно. Расчеты показывают: день 1 декабря являлся воскресным в 1381 году. Но тогда все становится на свои места: сооружение обетного монастыря было завершено именно в 1381 году, что вполне понятно – построить церковь и целый монастырь глубокой осенью 1380 года было невозможно. Впоследствии, при составлении Троицкой летописи, вероятно, листок с известием о совпадении Благовещения и Пасхи, а также о строительстве монастыря на Дубенке попал не на место и по ошибке был переписан под 1379 год» (21).
Однако, в житии преподобного Саввы Сторожевского находим явное противоречие версии Б.М.Клосса, так как там говорится, что Стромынский монастырь был построен за год до Куликовской битвы, то есть в 1379 году «чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом» (22). Это подтверждается выводами известного историка В.А.Кучкина о том, что Стромынский монастырь был основан до Куликовской битвы в честь победы на реке Воже в 1378 году, в канун праздника Успения Божией Матери и потому и назван Успенским. В.А.Кучкин также выразил сомнения в существовании двух обетных монастырей. В 1990 году он писал: «…еще с начала XIX века существует версия, будто в летописи и в житии одинаково – Успенский Дубенский монастырь – названы две совершенно разные обители, основанные по просьбе Дмитрия Ивановича Сергием. На этом особенно настаивает в последнее время Н.С.Борисов, впрочем, не пытаясь выяснить, откуда возникла мысль о существовании в XIV веке второго Успенского Дубенского – Шавыкинского (в отличие от Стромынского) монастыря, не упоминаемого в источниках XIV-XV веков.
Если допустить, что Шавыкинский монастырь был возведен по обету Дмитрия Донского после Куликовской битвы в 1380 или близком к нему году, то чем тогда объяснить, во-первых, что это произошло уже через год или два после освящения тоже обетного, тоже Успенского и тоже Дубенского монастыря? Во-вторых, как известно, второй (Шавыкинский) монастырь находился на территории, в XIV веке входившей в состав великого княжества Владимирского. Получается, что обетный монастырь поставлен не на отчиной, наследственной земле князя-ктитора, подобно Дубенскому Стромынскому монастырю, а на приобретенной» (23).
В 1989 и 1990 годах на Шавыкине острове велись археологические исследования отрядом Московской археологической экспедиции ИА АН СССР. Анализируя данные житийной литературы, руководитель экспедиции С.З.Чернов сделал вывод: «…что они (за исключением лишь Жития Сергия Радонежского) не дают оснований уверенно говорить ни о существовании, ни об отсутствии второго (наряду со Стромынским) монастыря «на Дубенке».
… Однако даже с учетом сказанного молчание о Шавыкинской пустыни письменных источников XV-XVI веков требует объяснения. В связи с этим необходимо рассмотреть сомнения как относительно исторической реальности Шавыкина монастыря, так и относительно его идентификации с монастырем «на Дубенке», упомянутом в Житии Сергия.
… Что касается смущавшей многих исследователей одноименности монастырей, то обнаружение ранних археологических материалов на месте Успенской Дубенской Шавыкинской пустыни (учитывая малую вероятность изменения ее посвящения в XVI-XVII веках) показывает реальность существования одноименных монастырей в интересующую нас эпоху. Значительно сложнее интерпретировать эту одноименность («на Дубенке», и, добавим, их равную удаленность от Троицы[14])…» (24).
Ознакомившись с доступными нам источниками и авторитетными мнениями, возникают следующие вопросы:
1) Не был ли действительно Стромынский Успенский монастырь на Дубенке основан в 1379 году согласно летописям и согласно Житию преподобного Саввы Сторожевского, «чтобы собрать в него нарочитых молитвенников»?
2) Не был ли Стромынский монастырь назван Успенским в честь победы на реке Воже согласно В.А.Кучкину? Понятна взаимосвязь – ведь цель – вымолить такую же победу.
3) Не было ли строительство Стромынского монастыря окончательно завершено в 1381 году согласно Б.М.Клосса? Цель достигнута – обет выполнен.
4) Не здесь ли разрешение недоумения М.В.Толстого о том, почему в первом монастыре был поставлен игуменом Леонтий, а в другом Савва? Ведь Леонтий и его «нарочитые молитвенники» были собраны на Стромыни временно и, выполнив свою миссию, вероятно, убыли. А Савва был назначен уже после победы в Куликовской битве, то есть в 1381 году.
Схема расположения Успенских Дубенских монастырей в 1380-е годы, из указанной ниже работы С.З.Чернова, с.125. Дополнена указанием – Стромынская дорога
1 – территория великого Московского княжения /к югу от границы – Московское княжество, к северу – переяславские земли, ранее входившие в великое Владимирское княжество/; 2 – Радонежский удел князя Владимира Андреевича; 3 – северная и южная границы Клинско-Дмитровской гряды, активно заселявшейся в XIV веке.
Источники:
- Полное собрание русских летописей. Никоновская летопись. М., 1965, т.11, с.44-45.
- П.П.Копышев. К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья. Монография. Б/м, 1974, с.48.
- Э.Мурзаев. Словарь народных географических терминов. М., 1984, с.526.
- Справочные материалы по краеведению. Ногинский район. Ногинск. 1996, с.29.
- А.Ю.Симонов. Стромынь. Что значит это слово? Газета «Богородские вести» от 26.03.1998, г.Ногинск.
- К.А.Видов. Стромынь. История сел и деревень Подмосковья. М., 1992, вып.1, с.148.
- В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2003, т.4, с.188.
- Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1900, с.674.
- А.П.Мельников. Как возникло село Коровицыно-Стромынь. Газета «Волхонка» от 18.09.1997, г.Ногинск.
- Г.М. Прохоров. Повесть о Митяе. Л., 1978, с.101-111.
- Е.М.Поспелов. Топонимический словарь Московской области. М., 2000, с.258.
- С.К.Романюк. По землям московских сел и слобод. М., 1998, с.298.
- П.В.Сытин. Из истории московских улиц. М., 2000, с.371.
- Русская историческая библиотека. Дела Тайного приказа. С-Пб., 1904, т.23, кн.3, с.917.
- Житие преподобного Сергия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1904, с.169.
- Там же, с.180-181.
- Полное собрание русских летописей. Никоновская летопись. М., 1965, т.11, с.44-45.
- Там же, с.145.
- М.В.Толстой. Несколько слов об Успенском Дубенском монастыре. Чтение в императорском обществе истории и древностей российских. 1860, кн.1, с.46-47.
- С.К.Смирнов. Нечто о древнем Стромынском монастыре. Архив исторических и практических сведений. С-Пб., 1862, кн.3, с.7-8.
- Б.М.Клосс. Быть святым на Руси. Наука в России. 1993, № 1, с.100-101.
- Жития святых. Русские святые. Книга дополнительная, первая. М., 1908, с.440.
- В.А.Кучкин. Сергий Радонежский. Вопросы истории. М., 1992, № 10, с.86.
- С.З.Чернов. Успенский Дубенский Шавыкин монастырь в свете археологических данных. Культура средневековой Москвы. М., 1995, с.148-149.
[11] Агиография – жизнеописания святых, вид церковной литературы.
[12] Пролог – славяно-русский церковно-учительный сборник.
[13] Святитель Серапион Новгородский (сконч. в 1516 г.) был уроженцем села Пехорка. Это нынешнее село Пехра-Покровское на реке Пехорке, расположенное в 7 км от МКАД по Щелковскому шоссе. В прошлом через село проходила Стромынская дорога, которая вела из Москвы в Стромынский монастырь и далее в г.Юрьев-Польский. Будущий святитель был сначала священником в Покровском храме родного села, по смерти жены принял монашеский постриг и был строителем Успенского Стромынского монастыря, затем игуменом Троице-Сергиевой Лавры. Не потому ли он ушел в Стромынский монастырь, что имел соседские контакты с насельниками?
[14] Успенский Стромынский монастырь располагался до 1764 года в 37 км к юго-востоку от Троице-Сергиевой Лавры, при пересечении реки Дубенки Стромынской дорогой. Шавыкина пустынь была расположена в 37 км к северу от Троице-Сергиевой Лавры.
Поделитесь с друзьями