Где же был Шернский лес?
Алексей Симонов
Шернский лес в русских летописях упоминается дважды: под 1177 г. (1) и под 1238 г. (2) В описании 1177 года этот лес упоминается в цепи событий связанных с борьбой князя Всеволода Большое Гнездо за владимирский стол с новгородским князем Мстиславом. События 1238 г. описывают нашествие татаро-монгол, во главе с Батыем, на Русь. После битвы на реке Сити в плен к татарам попал ростовский князь Василий (Василько). Житие этого князя и летопись указывают, что он был казнён татарами в Шеренском лесу. Исследователи и толкователи локализуют этот лес в различных местах. Но об одном и том же лесе идёт речь в летописях? И где же был Шернский лес?
Первое на что падает внимание при ознакомлении с материалами это различное написание названия леса в летописях: в 1177 г. «Шерньский», в 1238 г. – «Шеренский». А также различное написание у исследователей. У М.К. Любавского в «Исторической географии России» - «Ширенский» (3). У толкователя жития князя Василия (Василька) Ростовского – «Шеринский» (4). Исследователи и толкователи утверждают, что речь идёт об одном и том же лесе. Попробуем разобраться.
В житии князя Василия (Василько) Ростовского говориться: «Шеринский лес получил своё название от села Шеринского. Село Шеринское, бывший прежде монастырь, от Кашина в 25 верстах, от Калязина в 38-40 верстах, при реке Шеринке, впадающей в Медведицу» (5). В 1909 году М.К. Любавский писал: «Прямо к северу отсюда (от Переславя-Залесского – А.С.), в середине полуострова, образуемого крутым изгибом Волги и рекой Которослью, находился хорошо известный летописям XII и XIII вв. Ширенский лес, где в 1238 г. после Ситского побоища погиб князь Василько Ростовский. Под тем же названием этот лес существует и поныне» (6). Толкователь русских летописей пространно замечает, что данный лес находится в Суздальской земле (7).
Думается, что место казни князя Василия Ростовского в Шеренском лесу в районе Кашина и Калязина указывается верно. Так как это произошло 4 марта 1238 г., т.е. в день битвы на реке Сити. А эти места не далеки друг от друга. В житии говорится, что татары «захватили в плен святого князя, отвели его в свой стан и остановились у леса Шеринскаго».
Однако, детальное рассмотрение событий 1177 г. заставляет усомниться, что речь идёт об одном и том же месте.
Итак, рассмотрим события 1177 года, описанные в русских летописях. В этот год умер Владимирский князь Михаил Юрьевич, внук Владимира Мономаха. Владимирцы послали в Переславль-Залесский звать на княжение другого внука Владимира Мономаха – Всеволода Большое Гнездо, а ростовцы послали за князем Мстиславом в Новгород. Спор был разрешён Липицкой битвой, где Всеволод одержал победу над Мстиславом. Но, Мстислав, изгнанный из-за этого новгородцами, на этом не успокоился. Он поехал в Рязань к своему зятю Глебу и подговорил его напасть на Москву, находящуюся во владимиро-суздальской земле. Той же осенью Глеб сжёг Москву. Всеволод не мог оставить это без ответа и пошёл с дружиной на Рязань, наказать Глеба. По пути следования Всеволод встретил новгородцев и для нас важно, где произошла эта встреча. Летописец указывает: «И бывшее ему (Всеволоду – А.С.) за Переславлем под Шернъским лесом, в то же время приехали к нему новгородцы и рекоша ему: «Княже! Не ходи без новгородских сынов, поди на нь одноя с нами» (8). Известно, что князь Всеволод уже будучи Великим князем Владимиро-суздальским сохранял свою резиденцию в Переславле-Залесском. Основываясь на этом переславские краеведы утверждали, что их город наравне с Владимиром и Москвой тоже какое-то время являлся столицей древней Руси. Отсюда мы видим, что Всеволод «пошёл на Глеба с ростовцы и суздальцы и переславцы» и ехал из Переславя в сторону Рязани. На составленной по данному материалу карте-схеме видно, что движение Всеволода из Переславля могло быть только на юг. Но никак не на север в сторону Ростова и Ярославля, где локализует Шеренский лес М.К. Любавский и не на северо-запад в сторону Кашина и Калязина, где локализует этот лес толкователь жития Василия (Василька) Ростовского. На схеме мы видим, что почти от самого Переславля строго на юг течёт река Шерна, впадающая в Клязьму. (рис. 6) Правый берег этой реки – суходол, левый заболоченный местами и по настоящее время. В домонгольский период путь вдоль правого берега Шерны и по Шерне использовался для движения из Переславля на юг – во Владимир, Москву, Коломну и Рязань, а также далее в Киевскую Русь. То, что Шерна являлась транзитной рекой в те времена напрямую следует из анализа археолога А.А. Юшко в его работе «Московская земля IX-XIV веков». (рис.3) Автор указывает, что группы селищ Московской земли, в том числе вдоль реки Шерны, прекратили своё существование в XIII веке. «В целом на изучаемой территории в XIV в. продолжает существовать около 44,5% поселений (73 селища), возникшие в домонгольский период. Это в основном поселения, расположенные на нетранзитных реках (бассейн р. Пахры, среднее течение р. Вори, некоторые водораздельные участки).
Таким образом, исчезновение и запустение сельских домонгольских поселений связано с монголо-татарским нашествием» (9).
Поселения на транзитных реках исчезают в XIII веке практически полностью – 84,6 %. Таким образом становиться ясно – Шерна в домонгольский период являлась транзитной рекой, т.е. по ней и вдоль неё проходило торговое и военное движение. В последующий период, в XIV в. и позднее поселения вдоль Шерны не восстанавливаются, так как в результате монголо-татарского нашествия была разрушена система политических взаимоотношений в Северо-Восточной Руси и как следствие произошло смещение хозяйственно-экономических связей, а следовательно и путей сообщения. Путь вдоль Шерны трансформировался, сохранился лишь отчасти. Основной экономический поток с начала XIV века был смещён в сторону оси: Новгород – Тверь – Москва. Жить вдоль Шерны стало не выгодно.
Локализации Шернского (Шеринского) леса.
Таким образом, Шернский лес в контексте событий 1177 года – это лес вдоль реки Шерны почти от Переславля-Залесского до впадения в Клязьму. Это подтверждает неизвестный автор в «Археологической заметке по Московской епархии», опубликованной в 1896 году. Так, автор пишет: «Прилегающая теперь мимо Сергиевой Лавры дорога на Переславль не могла существовать даже в половине XIV в., потому что и к самой пустыни преп. Сергия долго не было никакой дороги, и сообщение Москвы с Переславлем производилось, вероятно, по Стромынской дороге до Шернскаго леса, а от Шернскаго леса до Переславля была дорога ещё в 1177 г (10). Мы видим, что автор заметки не озабочен поиском Шернского леса, он утвердительно говорит, что это лес вдоль реки Шерны. Быть может в XIX веке название «Шернский лес» ещё было в обиходе?
Анализируя летописные сообщения возникает вопрос, а что в Шернском лесу делали новгородцы? Что привлекало их в этот регион? Ведь где Новгород и где Шерна! Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно. Прост, потому что ответ – экономические интересы новгородцев. А сложен, потому что порождает множество других вопросов.
Известно, что новгородская и псковская земля очень скудны на урожай. Своего хлеба там всегда не хватало. Год хорошего урожая новгородский летописец отмечает как необычайное событие. Новгородцы были вынуждены всегда покупать хлеб на юге и возить его оттуда. В XII веке и ранее узловым пунктом торговли Новгорода с югом был Переславль-Залесский, так как возле него проходил волок из Нерли Клязьминской в Нерль Волжскую. Возможно, что в какой-то мере использовался и путь вдоль Шерны. С древних времён владимиро-суздальское ополье – регион черноземья в северо-восточной Руси – было обильно на урожай зерновых. Владимиро-суздальские князья имели возможность напрямую влиять на политику Новгорода, перекрывая поставки хлеба в районе Переславля. Кроме того к началу XIII века князья Переславля-Залесского оттеснили новгородцев с тверской земли, включили её в состав своих владений. Тем самым устанавливался контроль за снабжением Новгорода хлебом с юга через реку Тверцу, через Торожок (Новый Торг) и Волок Ламский. Приглашённый в 1215 году на новгородское княжение Ярослав Всеволодович начал преследовать сторонников прежнего князя новгородского Мстислава Удалого, посягал на вечевые порядки, а затем, поссорившись с новгородцами, покинул город, захватил Торжок и Волок Ламский и прекрыл подвоз зерна в Новгород (11). Одной из причин Липицких битв называют как раз борьбу за экономический контроль. Дважды – в 1177 и 1216 гг. князья, боровшиеся за власть, избирали поля под Юрьевом местом кровопролитнейших сражений, которые «славны только множеством крови, пролитой на них, а не побуждениями, окрылявшими ратников в сечах».
В самом центре Шернского леса на речке Ширенке, впадающей в Шерну, в
XI-XIII и XIV-XVII вв. существовал так называемый Шерна-городок. Остатки крепостных валов этого городища существуют и теперь. Шерна-городок был открыт и исследован археологом С.З. Черновым. По данным археологов Шерна-городок был укреплённым общинным центром с расположенными вокруг него селищами-посадами. По своему типу он очень напоминает Радонеж. Шерна-городок упоминается в Духовных грамотах великий князей: Дмитрия Ивановича (1389) и Ивана Васильевича III (1509), а также в духовной грамоте царя Ивана Васильевича (1572).
Известно, что город может существовать лишь там, где есть развитые промыслы и торговое сообщение. Верояно, что Шерна-городок являлся центром или одним из центров на торговом пути из Переславля на юг к Клязьме через Шернский лес. На исторических картах XIV-XVII вв., составленных по материалам С.Б. Веселовского эта местность называется «стан Шеренский и Отъезжий».
И в заключении коснемся вкратце гидронима, названия реки – Шерна. Некоторые исследователи предполагают происхождение названия из литовского sernas – «дикий кабан» и sirnas – «злой» (12). Однако, в начале своего течения эта река называется Серая, а после впадения в неё Молокчи – уже Шерной. В некоторых источниках Серая именуется Серна (с ударением на последнем слоге). Возможно, это устаризм оттенка серого цвета, как красный – красна, чёрный – черна. А замена звука «с» на «ш» в русском языке явление распостраннённое. Серая – Серна – Шерна.
В 1929 г. краевед Переславль-Залесского края М.И. Смирнов писал: «Сера (Серая) – река, приток Клязьмы, вытекает неподалёку от Берендеева болота, сохраняет своё название до впадения в неё реки Молокши, потом до впадения в Клязьму называется Шерной (Серней) (13).
Подводя итог, вывод можно сделать следующий. Летописец не ошибся обозначив один лес «Шеренский», а другой «Шернский». Шеренский лес событий 1238 года - это лес на Волге по локализации М.К. Любавского. А Шернский лес событий 1177 года – лес вдоль реки Шерны. Путь вдоль Шерны на юг из Переславля в Москву, Коломну и Рязань. Возможно, один из самых древних путей северо-восточной Руси. О данном пути и пойдёт речь в следующем очерке.
Источники:
- Полное собрание русских летописей. Т.1. Лаврентьевская летопись. Спб., 1846. С.161-162.
- Русские летописи. Т. 1. Симеоновская летопись. Рязань, 1997. С. 88.
- М.К. Любавский. Историческая география России. Спб.,2000.С. 59.
- Жития святых. Русские святые. Книга дополнительная вторая. Введенская Оптина пустынь. 1994. С.376.
- М.К. Любавский. Там же.
- Указатель к первым восьми томам ПСРЛ. Отд. 2. Спб., 1907. С. 565.
- Жития святых. Там же.
- ПСРЛ, Лаврентьевская летопись. Там же.
- А.А. Юшко. Московская земля IX-XIV веков. М., 1991. С. 23.
- Московские церковные ведомости. 1896. № 21. С. 273-274.
- Отечественная история. Энциклопедия. Т. 3. М.,2000. С. 360.
- Топонимический словарь Московской области. М., 2000. С 298.
- М.И. Смирнов Историко-географическая номенклатура Переславль-Залесского края. Переславль-Залесский., 1929. С. 69.
Поделитесь с друзьями