«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

17 декабря 2014 года

Наши путешествия

К Александру Сергеевичу Пушкину - в осеннее, почти зимнее, Болдино…

(23-26 октября 2014 г.)

М.Дроздов. Дополнения Е. Маслова.

Собирались в Болдино давно. И в эту осень решили – все, точно, едем! Но переносили с сентября на октябрь, с начала октября на конец. И поехали 23 октября, когда ударили самые настоящие морозы и выпал самый настоящий снег, дороги обледенели. Но ехали мы к самому Пушкину и потому ехали, несмотря ни на что. И, конечно, на самом деле смотрели на все, что мелькало за окном, и особенно внимательно осматривали достопримечательности там, где останавливались.  

В этот раз мы решили не давать особенно подробного описания нашей поездки, городов и сел по пути, как делали раньше. Приведем только, без особых деталей, наш маршрут (может, кто-то воспользуется предложенным и тоже пройдет тем же путем или примерно тем же, с какими-то нюансами) и только некоторые, наиболее яркие, впечатления. Но зато дадим в Приложении довольно обширную библиографическую канву этого путешествия. Дело в том, что удалось приобрести довольно много книг, буклетов и даже местных газет в разных пунктах, вот обзор их и составит основное «тело» нынешнего дорожного репортажа.

 

День первый. 23 октября (Ногинск - Петушки - Судогда – Муромцево – Муром).

Выехали от дома в 7-40. В 9-30, забрав в Петушках чету Алексеевых, покинули этот прославленный город. Около половины 12-го проехали Судогду и через несколько минут были в Муромцеве, где в какой уже раз, и опять с болью, осмотрели «графские развалины».

 

По дороге в Муром. Фонтан

По дороге в Муром. Фонтан

В 1 час 49 минут мы в Муроме, останавливаемся у Музея. Выясняем в нем некоторые подробности о Карачарове, покупаем кое-что, фотографируемся у памятника Зворыкину, спускаемся к Николе Мокрому, едем в центр, где тоже музейные помещения. Кто-то гуляет по городу, кто-то покупает знаменитые муромские калачи, кто-то беседует с музейными работниками. Потом мчимся в Карачарово, смотрим усадьбу графов Уваровых, затем – малую родину Ильи Муромца, возвращаемся в центр, в Благовещенский монастырь... Темнеет. В 8 часов вечера мы в кафе гостиницы «Русичъ»…

Итак, Муром, вечер... Что сегодня произвело самое сильное впечатление?

Если отрицательное, то продолжающийся развал замка Храповицкого в Муромцеве. И все же, вроде, есть сдвиг к лучшему - видны попытки некоторой консервации. По пути в Муром очень красив природный фонтан, бьющий из земли в лесу. Показал его Володя Алексеев – знающий, похоже, здесь каждую тропку,  и мы все довольны недалекой экскурсией в лес. В Муроме же хорошо всё! Много отреставрированных зданий, народ будто бы сбросил с себя «провинциальную грусть и тоску»… И научные сотрудники музея, в частности. Доброжелательные, знающие... Добавим, что в музее нам дали, кроме всего прочего, программу  9-х Уваровских чтений, что проходили здесь 22-24 апреля. Тема их довольно оригинальна – «Досуг в столице и провинции». Смотрим содержание. Среди докладчиков немало наших знакомых, тут и Э.В. Фролова, М.А. Полякова, С.С. Михайлов, А.Н. Журухин, Т.Ю. Зима, А.С. Кручинин...

 

День второй. 24 октября (Муром - Кулебаки - Ардатов - Арзамас –  Шатки – Лукоянов – Б.Болдино).

В 7-34 выехали из гостиницы «Русичъ», в 9-12 въехали из Кулебакинского района в Ардатовский. В 10 часов едем из Ардатова в Арзамас, в 12-м часу выехали из Арзамаса. Арзамас поражает своими панорамами – парадная архитектуры церквей украшает город. В городе суета, на каждом доме с десяток вывесок…

 

В 11-45 – мы в Шатках (150 км от Нижнего). Огромный военный мемориал, на соседнем кладбище могила Тани Савичевой, той самой девочки, ставшей Символом блокадного Ленинграда.

 

Около 1 часа дня обедаем в кафе в Лукоянове, до Болдина остается около 50 км.

Пытаемся въехать в Болдино как-то хитро, скосить. Оказывается, теперь там хода нет, но Пушкин ездил именно так. Вообще, нынешние дороги в своем большинстве здесь не повторяют пушкинские...

Вот и Большое Болдино, ныне райцентр Нижегородской области, наша главная цель. Пушкин из Москвы проехал 500 верст, мы примерно столько же. Пушкин три раза был здесь, мы впервые...

Хорошая экскурсия по заповеднику. В усадебном доме, несколько пустоватом, услышали, что портрет дяди Пушкина Василия Львовича, там висящий (т.е. копия, конечно) принадлежит руке Натальи Фитингоф. Пытались потом найти что-то про нее, ничего не нашли. Может, ослышались?

Занятно, но почти все свои сказки, Александр Сергеевич  написал именно здесь, в Болдино. В сказке о попе (до революции – о купце)  и работнике его Балде слышится перекличка с названием села. Было, теперь выясняется, такое мордовское мужское языческое имя – Болда!

Съездить во Львовку в усадьбу сына Пушкина Александра Александровича мы уже не смогли. Но зато съездили в деревню (когда-то сельцо) Кистенево, увязываемую теперь с именем героя повести «Дубровский»...

Эмоции сегодняшнего дня: очень красивый вантовый мост через Оку в Муроме. Замечательная панорама Арзамаса  из Выездной слободы. Маленький, но очень трогательный мемориал Тани Савичевой - слова из ее дневника «Умерли все...» вызывают слезы даже у крепких мужиков. Она сама умерла уже здесь, от серьезной болезни - следствия блокадного существования.

В Болдино - удивительная церковь, построенная дедом Поэта, мы такой прежде не видели... Хороша и сама усадьба, парк, пруды, службы, вотчинная контора, вид на окрестности, в одном месте открывающийся. Это как бы миниМихайловское, но, как кажется, все же без той загадочной душевности, имеющейся в псковском имении и вызывающей какой-то непередаваемый восторг. Может быть,  за счет другого рельефа местности в Михайловском, когда часто открываются красивейшие виды на километры вдаль. Здесь же равнина... Нам рассказали, что и усадьба при Пушкине была не такой – без этих аллей, каскада прудов … Кстати, поэт здесь, как и в Михайловском, занимал одну только комнату, почти без мебели – скромная обстановка помогала, как говорят, сосредоточиться на главном…  Но и Болдино не оставляет человека равнодушным...  Семен Семенович Гейченко, как говорят, консультировал здесь на первых порах и, как коммунист и советский человек, не поддержал восстановление церкви… Ну, у больших людей и грехи большие, да и оппоненты – тоже...

И изумителен был закат в Кистеневке! С вертикальным столбом красного света!..

 

Закат.

 

День догорал. Багровый закат

Пылающим факелом вдруг заиграл.

Всполохом дивным очерчивал грань,

И угасая, во тьме пропадал.

 

Там в небесах красота неземная

Вновь повторится, мир удивляя.

И снова закат и снова рассвет.

Бегут дни за днями. Возврата им нет.

 

И всё же с восторгом смотрю на закат.

Сиянье его поражает мой взгляд.

Узкой полоской, сияя во мгле,

Закат не исчез, он остался во мне!

 

В.А. 30. 10. 2014 г.

 

Вот и вечер в Болдино настал. Мы в большой новой гостинице, в номерах –люксе, так, оказалось, дешевле: в одном две пары: Алексеевы и Масловы, а в другом – трое мужчин. Все собрались у нас – подняли рюмки за вечную память Александра Сергеевича, за вдохновенных работников музея… Читаем «Болдинскую хронику» (см. в Дополнениях), делимся впечатлениями...

 

Все хорошо, но несколько холодновато, и приехавшее из Саратова «племя младое, незнакомое» топало всю ночь...

 

День третий. 25 октября (Болдино - Б.Мурашкино – Григорово - Нижний Новгород – Городец).

Плотный завтрак в гостинице «Болдино». Напротив её ФОК (хоккейное ледовое поле, бассейн, легкоатлетический зал), только несколько другого внешнего вида, чем в Ардатове. Так ли нужен он здесь, где живет 4 тысячи человек, а во всем районе 14 тысяч? Эти спорткомплексы  удивляют своими размерами и заставляют задуматься: а в какой мере они используются в столь малых населенных пунктах? Может, здесь хватило бы обычного по размерам, но хорошего по качеству спортивного зала? Сколько стоит обслуживание таких ФОКов, и нет ли в программе их «сплошного созидания» какого-то подвоха? Строительство, как известно, сейчас один из самых выгодных бизнесов...

Выехали в 8-54. Прощаемся с гостиницей, ФОКом, с пушкинскими милыми местами. Очень кратко, конечно, все было, но представление теперь имеем. И свое...

С южной границы с Мордовией (южнее Большеболдинского только Починковский район) наш путь лежит  сегодня на северо-северо-восток в «столичный» Нижний Новгород и Городец, самый старый русский город области. До Нижнего через Гагино 195 км.

Едем. Река Ежать, пос. Гагино, река Пьяна. Обледенелая дорога, сбавляем скорость до 60 км/час, а виды изумительные – типа Жигулевских гор. Сергач, Толба, река Урга. На обочинах дороги время от времени не русские столбы-часовенки, а татарские их «аналоги» с полумесяцем. На указателях, однако, названия совершенно православные - Троицкое, Спасское.

Заснеженные поля – до горизонта, многие – с неубранными подсолнечником и кукурузой. Зима, как всегда, пришла неожиданно. Березы с желтыми листьями после ледяного дождя блестят на солнце, как золотые. Великолепное, редкое зрелище!..

Пол-12-го дня проехали Большое Мурашкино, через 10 минут мы в Григорове, на родине неистового, огнепального Аввакума. Видим Казанскую церковь 1700 года с колокольней начала XX века. По снегу проходим на косогор, где поставлен памятник «древнерусскому писателю А. Петрову» (и так пишут иногда). Владимир Николаевич  Алексеев участвовал в его открытии, теперь рассказывает нам исторические подробности.

 

В 12-37 - трасса Нижний Новгород-Казань, до Нижнего 50 км, но впереди у нас многокилометровые пробки, объезды и пр. Въезжаем в город только пол-2-го, мимо больницы Семашко, мечети выбираемся на набережную Волги. Берега ее белые, сама река серая, стальная. На том берегу город Бор. Туда ведет подвесная дорога - фуникулер на высоченных мачтах. Только что на противоположный берег отошел грузовой паром. Виден восстановленный собор на бывшей Нижегородской ярмарке. Мы под Кремлем, любуемся тем, чем можно отсюда любоваться, вокруг бегают молодожены, несмотря на мороз в белых своих платьях и черных фраках.

 

А нас ждут в Городце, мы задержались, надо перебираться на ту сторону, только не направо в Бор, а налево. Перебирались «мелкими перебежками» по новому Борскому мосту почти час... Перед Городцом дорога обсажена березами, приятно. Одновременно появился борщевик, которого мы до сих пор на юге области не видели...

И вот мы в Городце.

Наш друг – Александр Иванович знакомит нас со своим товарищем-краеведом Валерием Васильевичем Завернихиным. Тот ведет в Музей им. Александра Невского, потом ездим и ходим по городу. Основанный в 1152 году Юрием Долгоруким Городец Радилов или Малый Китеж был первым русским городом Нижегородского Поволжья, пограничной крепостью, предохранявшей Русь от набегов булгар. В XIX веке Городец был известен как старообрядческое купеческое торгово-кустарное село...

Впечатляют валы древнего города, впечатляет множество сохранившихся старинных домов, усадьба графини Паниной, бывшая мужская гимназия, впечатляет набережная Волги, шлюз, пешеходный мостик через овраг; нищая, но упорно не сдающаяся старообрядческая церковь (она находится под управлением патриарха Александра, возглавителя Древнеправославной русской церкви); храм Михаила Архангела на Загородной, комплекс Феодоровского монастыря. Неплохо смотрятся памятник Александру Невскому, здесь, как известно, умершему в 1263г., бюст дважды Героя летчика А.В. Ворожейкина работы самой Веры Мухиной, хотя стоят оба, наверное, не лучшим образом...

А какое угощение нам устроили в Городце наши гостеприимные друзья Наталья, Александр и их сын Андрей! И какую они замечательную экскурсию провели по ночному городу!!!

Вот это и были самые сильные впечатления третьего дня нашего путешествия. Добавим только еще сверкающие золотые березы по пути из Болдино в Нижний, Волгу в Нижнем и Волгу в Городце. И гостеприимство наших замечательных городчан!

 

 

День четвертый. 26 октября (Городец – Палех – Шуя – Камешково - Боголюбово – Владимир - Петушки – Ногинск).

После щедрого гостевания - угощения  и ночной экскурсии хорошо спалось. Да еще и ночь Дума увеличила сегодня на час. Когда проснулись утром, увидели, что гостиница на самом берегу Волги, красота! Позавтракали, собрали пожитки. Попрощались с таким гостеприимным Городцом...

Волгу переехали по плотине Горьковской ГЭС, видели множество пароходов, собранных на зиму в затоне. На правом берегу - Чкаловский район Нижегородской области. Река Юг, древнее торговое село Пурех... Вот и Ивановская область. Пестяки, Мыт на реке Лух, текущей из городка Лух – родины Второвых. Дороги почти без движения, никто не мешает нашему автопробегу.

Но вот и Палех. Мы в храме, и храм производит впечатление! Мы в музее, потом в художественной лавке. К сожалению, второй этаж музея на ремонте. Еще - небольшая прогулка по поселку. Всё, правда, весьма быстро...

 

Быстро достигли и Шую.

Сразу видно, что богатая была «Шуя купеческая». Обилие особняков (даже дворцов, можно сказать), колокольня чуть ли не самая высокая в России (106 м), рядом памятник, посвященный трагическим событиям 1922 года (изъятие церковных ценностей), Воскресенский собор, пешеходная улица – местный «Арбат», Краеведческий музей, Историко-художественный и мемориальный музей им. Фрунзе. Огромная краснокирпичная школа – видимо, бывшее реальное училище. Прогулялись, посмотрели город, кто и музей успел посетить, кто - собор...

 

Но едем, едем дальше. Пересекаем реку с красивым и умным названием Теза. 1-я Московская улица. Есть и 2-я, про 3-ю не знаем – есть ли? Здесь была фабрика М.А. Павлова, миллионера, мануфактур-советника и кавалера, мецената. Мелькнул №38 – его особняк, ныне - культурный центр, называемый в народе «Павловским дворцом» с сохранившимся богатым внутренним убранством. Обязательно надо будет когда-нибудь вернуться в Шую, этот дворец посетить.

Покидаем Шую с какой-то грустью. Жаль и то, что в стороне остались еще два чуда Шуйского края – село Дунилово и Николо-Шартомский монастырь, но у нас времени и так в обрез: похоже, и Владимир у нас выпадает из графика...

Камешково

Камешково

В Ручье повернули на Камешково, там в плохонькой столовой перекусили с «дезинфекцией», иначе есть такое было нельзя, но с «Зубровкой» прошло... Проехали 1264 км, до дома еще км 200, а время к 4-м часам уже. В 4 часа с минутами – река Нерль, Покров на Нерли, но в туманной дымке какой-то невидный. А монастырь Боголюбовский наоборот – очень внушительный. Осматриваем. И понимаем окончательно, что Владимира нам уже не видать. Да, не видать и темно становится. Через 25 минут мы там, но только проезжаем, спешим домой, расписание где-то у нас нарушилось.

 

Летим по Владимирке-Горьковке, в 18-23 высаживаем в Петушках Алексеевых, в 19-40 мы дома. Пропутешествовали 3,5 суток. Главное – побывали у Пушкина в Болдино, но и все остальное было тоже очень интересно.

Познать Россию можно, только путешествуя по ней и общаясь с людьми на местах. Впрочем, не стоит пренебрегать и печатным словом.

 

Приложения

  1. Хронология Болдинской осени А.С. Пушкина (1830 г.).
  2. Аннотированный указатель литературы, приобретенной во время поездки.
  3. Указатель архивных и литературных источников по теме: «Богородский край в судьбе А.С.Пушкина».


Фото Е.Маслова и В.Кудельникова

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.