Музей-квартира Федора Ивановича Шаляпина возвращается
13 февраля после ремонта на улице Графтио в Санкт-Петербурге вновь откроется музей-квартира Федора Ивановича Шаляпина
Наша любовь к творчеству Федора Ивановича Шаляпина не подвергается никаким временным переменам. 13 февраля, в день рождения великого артиста и человека, мы будем слушать его записи, перечитывать его воспоминания… А читателям сайта мы еще раз напомним, что «мир тесен» и наш Богородский край, пусть опосредованно, но связан с судьбой певца. Среди друзей Федора Ивановича братья Шибаевы – Матвей, Алексей и Глеб. Федор Иванович с семьей отдыхал в Аргамакове, где располагалась усадьба Шибаевых. Матвей Сидорович Шибаевы сопровождал Шаляпина в поездке в Гизу, там и сделана фотография артиста на верблюде.
Одним из постоянных аккомпаниаторов певца в России был Ф. Кенеман, он же был с Шаляпиным на известном концерте в Орехово-Зуеве в 1910 году. Родители Кенемана владели фабриками в Богородском уезде (см. материалы Г. В. Ровенского о Пельцерах и Кенеманах).
И вот самое последнее, по времени, сообщение. В Ногинске жил Курочкин Иван Александрович (1902-1983), который в молодости, ему было лет 17-18, служил помощником коменданта Губчека в Петербурге в первые послереволюционные годы. Так вот, он часто рассказывал, как он неоднократно участвовал в реквизиции у Шаляпина муки, которую тот получал в качестве гонорара за выступления. Это, по прошествии лет, вызывало у него, Курочкина, крайнее смущение.
Концерт в Орехово-Зуево - 7 августа 1918 г. Фотография концерта: Федор Иванович Шаляпин. Литературное наследство. Письма. И. Шаляпина. Воспоминания об отце. - М. 1960. Вклейка после С. 576.
Ещё материалы на сайте Богородское краеведение посвящёённые Ф.И. Шаляпину:
- Наша библиотека: Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина. В 2-х книгах. Книга 1. Составители Ю. Котляров, В. Гармаш. – Ленинград. 1984. – 303 с. Приложения: село Аргамаково и фотография Шаляпина на верблюде – из собрания М. В. Золотарева, выставка «Театр как жизнь и жизнь как театр».
- Гагино. Спасская церковь и церковь Казанской иконы Божией Матери. В Спасской церкви прошло венчание Федора Ивановича Шаляпина и итальянской балерины Иолы Игнацио Ло-Прести.
- Фоторепортаж с праздника посвящённого 111-летию свадьбы Федора Ивановича Шаляпина и итальянской балерины Иолы Игнацио Ло-Прести в Спасской церкви села Гагино
- "Мимо больничного городка идет аллея, ведущая в парк имени 1 Мая. Парк этот старинный, говорят, здесь пел на открытой эстраде Федор Иванович Шаляпин". Казарма. Составитель Н. И. Мехонцев (г. Орехово-Зуево). Литературный редактор Ф. А. Круглов. Орехово-Зуево. 2000.
- " В те же годы Савва Тимофеевич закладывает в Орехово-Зуеве «Зимний театр», который строится на его средства, но достраивается уже после его смерти женой Зинаидой Григорьевной и сыном. Этот театр был открыт в 1912 году к 100-летию победы над Наполеоном. В те годы это был первый театр для рабочих, не уступающий по своим достоинствам столичным театрам. В день его открытия на сцене пел Шаляпин." Т.П. Морозова. Савва Тимофеевич Морозов и общедоступный театр
- О журнале Церковь: "Особую рубрику в каждом году составляли статьи на тему "Старообрядчество и деятели русской культуры", от Ломоносова до Владимира Соловьева. С глубокой благодарностью говорилось здесь о писателях и историках, верно оценивших значение старообрядчества для России в трудные десятилетия "подполья", критиковались неверные, исторически неточные взгляды. Кстати, в одном из очерков "досталось'' Федору Ивановичу Шаляпину, который, изображая в "Хованщине" вождя старообрядцев Досифея, "молился по-латински на коленях, крестился троеперстно" ( Мельников Ф. Художники-исказители // "Церковь". 1912. №2). " М.П. Рахманова. Яков Алексеевич Богатенко
-
"Как раз в январе 1910 г. в газете "Голос Москвы" появилось сообщение о скором отъезде в Париж, Лондон и Брюссель труппы С.П. Дягилева, которая привезет оригинальные произведения русского искусства: "Хованщина", "Псковитянка", "Борис Годунов", - все с участием Шаляпина. Там же газета обратила внимание на "поворот общественного мнения" Италии в отношении России и русской культуры. Ссылаясь на мнение итальянской критики, газета писала: "Этот поворот во вкусах публики и критики является очень симптоматичным, он знаменует собой утомление той утонченной фразеологией, тем тонким и возвышенным, но совершенно не реальным эстетизмом, который до сих пор властвовал в итальянской литературе и апостолом которого был Д'Аннунцио".
Подъем русской культуры проявился не только в успехах русской литературы, но также в изобразительном искусстве и в сложнейшем "синтетическом" виде искусства - оперном. Это ярко проявилось во время гастролей в Париже труппы С.П. Дягилева. (За успехами труппы непосредственно наблюдали Габриэле Д'Аннунцио и великий итальянский музыкант Артуро Тосканини.) Этому подъему во многом способствовала деятельность русских предпринимателей и меценатов Морозовых.". М.А. Додолев. Морозовы и Италия (к вопросу о духовных связях между Россией и Италией в конце XIX - начале XX века
Поделитесь с друзьями