Из книги «Вохна древнеправославная»
Вместо исторической справки
Виктор Ситнов
Древлеправославными христианами или старообрядцами (староверами) нынче называются представители русской православной церкви – той её ветви, которая исторически образовалась из христиан, не принявших церковных нововведений патриарха Никона во второй половине 17 века. Старообрядцы остались верны старым, дониконовским церковным правилам («старой вере»), богослужебным книгам, традициям, бытовым устоям жизни.
Свои реформы Никон (самочинно, без согласия Собора, но при поддержке царя Алексея Михайловича) начал с исправления богослужебных церковных книг и правил на предмет приведения их в соответствие греческим образцам (которые, как выяснилось впоследствии, увы, и сами уже были искажёнными).
Во узаконение нововведений Собором на старые книги и обряды, по которым православная Русь благополучно молилась почти 600 лет, были наложены «клятвы», как и на молящихся по-старому. Отныне исконное написание имени Исус заменялось на Иисус, вместо привычного двуперстного крестного знамения было введено троеперстие, а хождение крестным ходом «посолонь» (т.е. по солнцу), было «развернуто» в обратную сторону т.е. против часовой стрелки. Вводился и ряд других новшеств.
Естественно, что многие верующие не могли принять подобных «новин». Российское православие разделилось на две ветви: «старообрядческую» и «новообрядческую», каждая из которых обвиняла другую в расколе церкви. Однако, негативно окрашенное определение «раскольники» употреблялось официальными светскими и церковными властями только применительно к старообрядцам.
Примечательно, что амбициозный Никон скоро вышел из фавора своего покровителя и друга царя Алексея Михайловича, конфликтовал с ним и церковными иерархами, и, в конце концов, на том же Соборе 1666-1667 гг. был осужден как еретик и расстрижен в простые монахи. На закате жизни бывший патриарх отрекся от своих реформ, но было поздно: «процесс уже пошёл». Прискорбно то, что трагический раскол этот прошёл не только по отныне незаживающему расчлененному телу Православной Церкви Христовой, но и по душам и судьбам миллионов русских людей.
Отныне была утрачена традиционная вера в справедливого, мудрого царя, который с этих пор перестал быть для народа «батюшкой». Зримо обозначилось и стало набирать остроту роковое противостояние между народом и властью. Этому в немалой степени способствовали и дальнейшие жесткие (весьма непопулярные в народе) реформаторские деяния «императора-антихриста» Петра I, упразднившего патриаршество в онемечиваемой России, которая навсегда была выбита из своей исторической колеи…
История русского старообрядчества полна драматических и даже трагических страниц, связанных с гонениями, пытками, казнями (особенно во времена правления царевны Софьи и патриарха Иоакима). Приверженцы древлеправославной веры преследовались (и порой весьма жестоко) вплоть до выхода в 1905 году царского указа «Об укреплении начал веротерпимости».
Мы не собираемся в краеведческом издании обсуждать правомерность или целесообразность церковных реформ Никона, ибо это дело церковных историков и богословов. Отсылаем интересующихся в научные и интернет-библиотеки, книжные церковные лавки, архивы. На тему раскола за его 350-летнюю историю написано множество книг, исследований, и, надо полагать, будет написано ещё немало. Но только Время опровергнет или подтвердит известное высказывание А.И. Солженицына о расколе русского православия как о «великом церковном преступлении, с которого началась гибель России».
Заметим только, что в 1971 году состоялся Поместный Освященный собор РПЦ, на котором реформа патриарха Никона признана не имеющей ни канонических, ни исторических оснований. Клятвы на старые обряды и на придерживающихся их, сняты, как наложенные «не по доброму разумению», старые книги и обряды признаны «равночестными и спасительными».
Предстоятель РПСЦ Митрополит Московский и всея Руси Корнилий на встрече
с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (РПЦ), 2010 г.
Нас, краеведов, больше интересует историческое бытование старообрядчества на территории Богородского уезда, куда входили и вохонские земли. Ведь Вохонский край, будучи вотчиной Троице-Сергиева монастыря (1571-1764 гг.) и получая от него глубокую духовную подпитку, до второй половины XVII века, был «старообрядческим», как и вся православная Россия.
Значительная часть вохонцев, не приняв никоновских нововведений, осталась верна старым православным обрядам, традициям, духовно-материальной культуре предков, сохраняя эту верность «древлему благочестию» и по сей день, что вызывает уважение. Ведь древлеправославная традиция – это, пожалуй, единственное, что, несмотря на исторические катаклизмы, сохранила Русская земля (и русская душа) в неизменности за тысячелетие с момента своего Святого Крещения…
Во все времена старообрядцы видели свою задачу и миссию не только в сохранении истинной веры, но и национальной самобытности, русского духа. Нация, потерявшая духовный стержень и утрачивающая самобытность, обречена на вырождение. В наше сложное и нестабильное время эта проблема актуальна как никогда…
Примечательно, что до революции наш Богородский уезд по количеству старообрядческого населения значительно превосходил все остальные уезды Московской губернии. Об этом историческом феномене – наш рассказ.
Поделитесь с друзьями