«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

9 апреля 2006 года

Аннотации

Богородская медицина: вчера, сегодня, завтра. Часть 13

« предыдущая следующая »

Социум

Богородская медицина: вчера, сегодня, завтра.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЖЕНЩИН ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

 

Бобкова О.В.

Медицинский психолог Ногинского родильного дома – филиала МУЗ НЦРБ

г. Ногинск, Московская область

 

Способность рожать детей – это естественная возможность продолжать человеческий род. Чтобы родить здорового ребенка, женщина должна быть готова к этому не только физиологически, но и психологически. Основной задачей при подготовке к родам является научить женщину руководить своим телом и энергией во время беременности. Это одна из задач психолога медицинского учреждения – сопровождать женщин до беременности, во время и после беременности для рождения здорового, желанного и счастливого ребенка. В словаре русского языка: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание благоприятных условий психологического комфорта, понимания ситуации, помощи в разрешении серьезных противоречий и конфликтов, а также психологическое просвещение родителей.

Проблема сохранения здоровья матери и ребенка является одной из самых актуальных проблем современного общества. До недавнего времени беременная женщина находилась под наблюдением и контролем только медицинских работников. Но это не только медицинская, но и социальная проблема, имеющая и экономическое, и нравственное, и общественное значение. В последние годы возник интерес к психологическим проблемам материнства, начинают изучаться психологическое состояние женщины во время беременности, ее личностные особенности, ее переживания и эмоции.

Исследованиями последних лет показано, что психоэмоциональное состояние женщины влияет на благополучие протекания беременности и родов, также показано, что проведение подготовки к родам и материнству уменьшает количество осложнений беременности и родов и благоприятно влияет на развитие ребенка в перинатальный период.

Одной из проблем с которой, сталкиваются врачи и психологи при работе с беременными – это повышенный уровень тревожности, беспричинное беспокойство и неустойчивость эмоционального состояния. Чаще всего их одолевают сомнения по поводу нормальности будущего ребенка, благополучия вынашивания и родов, изменения себя и жизненной ситуации и т.п. Многие из этих и других тревог происходят от незнания некоторых аспектов, связанных с беременностью, родами, развития ребенка. Еще одной из причин возникновения тревоги может являться чувство одиночества беременной, непохожести на других женщин, субъективное отсутствие понимания. Исследованиями многих авторов показано, что частое состояние тревоги неблагоприятно сказывается на течении беременности и развитии плода.

Беременность оказывает многофакторное влияние на женский организм и особенно на психоэмоциональное состояние. Очень важно во время беременности выяснить вопросы, которые волнуют беременную, и ее отношение к предстоящим родам. С этой целью в женской консультации Ногинского родильного дома проводится психопрофилактическая подготовка женщин к родам в виде бесед, лекций, аудиовизуальных занятий и пр.

Психопрофилактическая подготовка направлена на устранение отрицательных эмоций и формирование положительных условно-рефлекторных связей – снятие у беременной страха перед родами, привлечение ее к активному участию в родовом акте.

Необходимость в медико-психологической подготовке к беременности, родам и эффективному грудному вскармливанию очевидна.

С 2001 года в отделении планирования семьи женской консультации Ногинского родильного дома введена должность медицинского психолога.

Задачей медицинского психолога в родильном доме является: проведение работы, направленной на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности беременных и гинекологических больных. Выявление условий, препятствующих или затрудняющих гармоническое развитие личности пациента. Осуществление работы по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию беременных и гинекологических больных. Проведение психодиагностических исследований и длительных диагностических наблюдений за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств. Разработка совместно с лечащим врачом развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов пациентов. Проведение работы по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии. Оценка по состоянию здоровья больного эффективности проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий.

В настоящий момент в женской консультации активно работает «Школа материнства», основной целью которой является подготовка женщины к материнству во всех аспектах этого вопроса. Работа в этом направлении объединяет психологическую подготовку женщины к будущему материнству, адаптацию при переходе женщины из одной жизненной ситуации в другую, профилактику неадекватного типа воспитания и взаимодействия матери с ребенком. Преемственность работы всех специалистов (психолога, акушеров-гинекологов, педиатров, юриста) – отличительная черта «Школы материнства».

Направления работы «Школы материнства».

Психологическая подготовка к материнству, дородовая подготовка. Психология беременности и родов. Обучение методам саморегуляции, оптимизации своего психического и эмоционального состояния. Обучение навыкам дыхания и релаксации в родах. Обучение взаимодействию с ребенком. Информирование женщин об особенностях психического развития ребенка. Психологические аспекты грудного вскармливания и ухода за новорожденным ребенком. Формирование доминанты на грудное вскармливание. Увеличение роли отца в уходе за ребенком и поддержке грудного вскармливания. Правовая защищенность беременных женщин и социальная поддержка после рождения ребенка.

Темы занятий, проводимые психологом: Психоэмоциональное состояние беременной женщины. Мотивация материнства. Этапы развития ребенка до рождения, эмоциональный контакт с ним. Психоэмоциональные аспекты периода раскрытия. Дыхание и расслабление в родах. Оптимизация психического и физиологического состояния во время беременности и родов. Материнское поведение в родах и сразу после них. Импринтинг. Эмоциональный и тактильный контакт с ребенком. Уход за ребенком. Грудное вскармливание – психоэмоциональные аспекты, влияние грудного вскармливания на психическое развитие ребенка. Психическое развитие. Развивающие игры.

В некоторых случаях проводится индивидуальное или семейное консультирование. В родильном доме в отделении патологии беременности проводится краткий курс подготовки к родам и грудному вскармливанию. Также оказывается индивидуальная поддержка беременным и кормящим женщинам, пациенткам гинекологического отделения.

Качество работы, проводимой психологом постоянно повышается. Этому способствуют курсы повышения квалификации, посещение медико-психологических конференций и участие во Всероссийских конгрессах по перинатальной психологии. Об этом также свидетельствует возросший интерес женщин к посещению занятий по подготовке к родам и увеличение числа индивидуальных консультаций (см. таблицу).

 

 

2003 год

2004 год

Всего женщин, получивших консультацию психолога

964

1062

Из них посетили занятия в «Школе материнства»

695

814

Обратились за индивидуальной консультацией по вопросам семьи и брака в женской консультации;

59

79

в родильном доме

38

43

 

В 2002 году в рамках программы поддержки и поощрения грудного вскармливания ВОЗ совместно с Международным детским фондом ООН ЮНИСЭФ удостоили Ногинский родильный дом званием «Больница, доброжелательная к ребенку». Работая в направлении распространения этой программы мы неизменно сталкиваемся с целым рядом психологических проблем, которые являются значительным препятствием для реализации женщины как кормящей матери.

Для успешных родов и последующего грудного вскармливания очень важно предварительная подготовка женщины еще во время беременности, которая, прежде всего, направлена на психологическую адаптацию к этим процессам.

При подготовке беременных к родам и грудному вскармливанию главной задачей психолога является объяснение матери, что ее будущий ребенок способен к эмоциональным переживаниям и обладает развитыми органами чувств. Помимо этого, психолог выявляет для матери ту неразрывную психоэмоциональную связь, которая существует между ней и ребенком до рождения и должна продолжиться в период грудного вскармливания.

Другой, не менее важной задачей является убедить женщину в том, что беременность, роды и грудное вскармливание – это физиологическая норма, реализация которой необходима как для женского здоровья, так и для здоровья ребенка. При подготовке беременных к грудному вскармливанию наиболее действенными оказываются не прямые призывы кормить грудью, а упор на ощущения и переживания новорожденного и грудного ребенка, его потребность в контакте с матерью. Эта задача наиболее эффективно решается путем изучения психологии новорожденного, в результате чего женщины сами приходят к выводу, что именно грудное вскармливание наилучшим образом соответствует желаниям и потребностям ребенка.

Как правило, женщины, прошедшие такую подготовку, имеют большой потенциал как кормящие матери и кормят своих детей грудью не менее одного года!

Таким образом, оказывая поддержку беременным женщинам, мы способствуем укреплению здоровья будущего поколения.

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.