«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

23 января 2008 года

Богородские староверы Павловский Посад

Газета. ИСТОКИ (25)от 28.06.07 г. Краеведческая страница. Священные камни

Полную версию см. «Вохна древнеправославная». Возвращение благодати

Возвращение благодати

О возрождении храма во имя св. благоверной княгини Анны Кашинской в Кузнецах

(Материал подготовлен краеведом В.Ф.Ситновым)

В начале XX века в старообрядчестве всего Богородского уезда, пожалуй, не было фигуры более популярной, чем директор компании Богородско-Глуховской мануфактуры Арсений Иванович Морозов. К ак грамотный и рачительный хозяин Морозов пользовался доброй и заслуженной славой в торгово-промышленных кругах Московской губернии, но еще большую славу и популярность он приобрел как неутомимый старообрядческий деятель и благотворитель. На этом достойном попри­ще он как бы соревновался со своей именитой родственницей М.Ф.Морозовой, потратившей на «богоугодные дела» не менее десяти миллионов рублей.

Арсений Иванович Морозов

Арсений Иванович щедро жертвовал деньги на приобретение земельных участков и стройматери­алов для новых храмов, школ, больниц, приютов, ночлежных домов и т. п., дарил старообрядческим общинам походные церкви, колокола («звоны»), иконы, книги, необходимую утварь, содержал на свои средства учебные заведения.

В частности, полным или частичным иждивением Морозова были построены старообрядческие храмы в Богородске (1911), в дер. Большие Дворы (1908), в Кузнецах (1909), Тимкове (1911), Никулине (1915), Корневе (1916) и др. местах.

Открытие Морозовым земских училищ всегда становилось праздником и сопровождалось торжественным молебном с водосвятием, который заканчивался, как правило, «возглашением многолетия Государю, Государыне и всему Царствующему дому, о чем не лишенный честолюбия Арсений Иванович имел обыкновение сообщать в телеграммах «на Высочайшее имя» с благодарностью «за дарованную свободу молиться и учиться по древнему чину». Любопытно, что и Николай II , в свою очередь, тоже «милостиво благодарил» коммерции советника и местных старообрядцев «за вознесение молитв и выражение верноподданнических чувств».

В 1912 году, после смерти настоятеля московской старообрядческой общины Рогожского кладбища Елисея Тимофеевича Мелехина (родом из Богород­ского уезда), Морозов за 5000 рублей покупает обширную библиотеку покойного (47 ящиков) и жертвует ее старообрядческому богословско-учительскому институту, который был открыт 10 сентября того же года.

У наследников Мелехина Арсений Иванович приобретает также ценный в историческом и худо­жественном отношении походный храм, некогда принадлежавший известному старообрядческому деятелю, книгоиздателю, меценату и благотворителю К. Т. Солдатенкову (предки которого происходили из местной деревни Прокунино, ныне ул. Гагарина Павловского Посада). Как исто­рическую реликвию, Морозов устанавливает этот храм в специально построенном и освященном (в 1915 году) приделе церкви во имя св. пророка Захария в Богородске. Это была настоящая архитектурная жемчужина нашего края, построенная по проекту И.Е.Бондаренко.

Но даже если бы Арсений Иванович не прославился созданием этого зодческого шедевра или своим знаменитым хором и широкой благотворительной деятельностью, имя его было бы вписано в историю старообрядчества одним лишь фактом постройки первого во всей православной России храма во имя св. благоверной великой княгини инокини-схимницы Анны Кашинской (архитектор И.Е.Бондаренко).

Анна Кашинская (дочь ростовского князя Димитрия Борисовича и правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского ) в 1294 г. вступила в брак с князем Михаилом Ярославовичем Тверским, страдаль­чески скончавшимся в Орде в 1318 г. (позже причисленного к лику святых, память 22 ноября). После смерти мужа Анна добровольно приняла монашес­тво, проведя 50 лет в духовном подвиге самоотверженного служения Богу. Многострадальной инокине пришлось пережить еще гибель двух своих сыновей и внука, также убитых в Орде. (Сыновья святой Анны повторили исповеднический подвиг отца: Димитрий Михайлович (Грозные Очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович, князь Тверской, вместе с сыном Феодором – 29 октября 1339 года: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.).

Скончалась Анна схимницей в Кашинском женском монастыре 2 октября 1368 года, была погребена в Успенском монастырском храме и почиталась местно.

Мощи ее были открыты в 1649 году и оказались нетленны, обладая при этом великой целительной силой. Кашинцы помнили, как в польское лихолетье св. Анна незримо сохраняла их осажденный город от захвата и разорения. В 1649 году по благос­ловению патриарха Иосифа на Соборе русских святителей было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить благоверную княгиню Анну к лику святых Русской Церкви. 12(25) июня 1650 года при личном участии царя Алексея Михайловича мощи святой были перенесены из старого деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский собор для поклонения.

Однако уже в 1677 году (во времена главного гонителя старообрядцев – патриарха Иоакима) княгиня Анна была изгнана из сонма русских святых только за то, что «святые мощи ее почивают с рукой, сложенной двуперстно». Случай с деканоницацией святой благоверной княгини Анны Кашинской чудотворицы в истории русского православия беспрецедентный!..

Но, несмотря на строгий запрет и угрозу анафе­мы, правоверные русские христиане продолжали почитать св. Анну Кашинскую, получая от нее духовное утешение и исцеление. И лишь через 232 года церковное почитание св. Анны было торжественно восстановлено с согласия Николая II , внявшего народному волеизъявлению.

Своеобразным восклицательным знаком, заверша­ющим это большое православное торжество (12 июня 1909 года) явилось решение известного всем богородского благотворителя А.И.Морозова – воз­двигнуть каменный храм во имя св. благоверной княгини Анны Кашинской. (Вообще, подобные эф­фектные поступки были в духе Арсения Ивановича...)

Красивый каменный храм был построен на земле, пожертвованной крестьянами дер. Кузнецы в невиданно короткий срок – за три месяца! Уже 15 ноября состоялся праздник, посвященный окончанию строительства. Крестный ход, а также редкое зрелище водружения крестов и под­нятия колоколов собрали многочисленные толпы любопытствующих, завернувших сюда с Владимирского шоссе. Об этом знаменательном событии старообрядческая периодика того времени с радостью сообщала как о большой духовной победе русской древлеправославной церкви.

Предметом особой гордости создателя храма и его общины были роскошный резной иконостас из мореного черного дерева , образа и фрески, выполненные в стиле мастеров Древней Руси. Популярность нового храма была столь велика, что в праздничные дни он едва вмещал всех прихо­дящих на богомолье или приезжающих специально послушать пение морозовского хора, часто бывающего здесь. Практически все старообрядческие епископы, заезжавшие в наш уезд, считали своим долгом непременно посетить первый и единственный в России храм св. Анны Кашинской. А в июне 1911 года кузнецовскую общину удостоил своим посещением первый иерарх русской древлеправославной церкви – архиепископ Иоанн.

(Заметим, что храм, посвященный русской святой, был первым и единственным не только в нашем Богородском уезде, но и во всей Московской губернии, да и ближайших тоже. Только в Петербурге на Б.Сампсониевском проспекте в новостроящейся двухэтажной церкви, возводимой в память рождения Цесаревича Алексия, лишь после восстановления церковного почитания благоверной княгини, и возможно, «в противовес» кузнецовскому древлеправославному храму, вскоре главный придел был освящен во имя св. Анны Кашинской. И по сей день подобных храмов в России только два).

Для местного старообрядчества новый храм в Кузнецах скоро стал настоящим центром духовного просвещения. Здесь была сформирована заме­чательная библиотека. Иждивением А.И. Морозова и заботами председателя общины Ф.А.Детинова в 1912 году открыта частная школа для детей старообрядцев. Конторщиком здешней фабрики М.Е.Осетровым были организованы прекрасный церковный хор и детская школа древнерусского знаменного пения.

Увы, но этот духовный центр, одно из любимейших детищ Арсения Ивановича, разделил в советское время печальную участь всех остальных старообрядческих святынь нашего края – он прекратил свое существование. Был там и клуб и разные производства, а в начале 1990-х годов в изуродованном до неузнаваемости здании бывшего храма цех филиала МПО «Красная лента» шил солдатские галстуки...

Храм во имя св. благоверной княгини Анны Кашинской в Кузнецах

Храм во имя св. благоверной княгини Анны Кашинской в Кузнецах

Мечта местных старообрядцев – возродить свою знаменитую святыню долго разбивалась о нашу жесто­кую действительность, в которой материальное все больше доминирует над духовным, и до начала нового, третьего тысячелетия, не находилось места храму во имя святой Анны. А ведь Анна означает Благодать...

Но, наконец, сподвигнутый Божиим промыслом и патриотическими чувствами, один из самых заметных предпринимателей-благотворителей нашего района Владимир Викторович Ковшутин, в собственности которого было бывшее церковное строение, принял достойное (в духе лучших традиций старого российского предпринимательства) решение о передачи здания старообрядческой Митрополии.

Уже в 2001 году старообрядческим священником Михаилом Егоровым с помощью прихожан корневского Богородицерождественского храма в помещении был наведен порядок и даже отслужен молебен в день прославления св. Анны Кашинской – 25 июня . Однако юридическая бумажная волокита, осложненная др. субъективными обстоятельствами, на целых шесть лет задержала процесс передачи здания.

И вот, к радости местных древлеправославных христиан, в минувший понедельник, 25 июня, в день 98 годовщины возобновления прославления св. Анны Кашинской, в здании, посвященного ей храма, вновь состоялось торжественное богослужение.

Торжественный молебен с водосвятием совершал первый иерарх Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси преосвященнейший Корнилий в сослужении со священниками: о. Константином Лукичевым (Орехово-Зуево), Михаилом Егоровым (Павловский Посад) и Димитрием Коклеевым (Большие Дворы), а также чтецом Михаилом и свещеносцем Антонием Егоровыми.

общее фото на память

После окончания службы митрополит Корнилий, обратился к собравшимся со словами поздравления, духовного наставления и напутствия. Первые лица и гости обменялись мнениями по поводу происходящего события. Огромная благодарность и единодушная признательность была высказана в адрес В.В.Ковшутина с пожеланием, чтобы он и дальше продолжал деятельно участвовать в восстановлении православной святыни, (закрепленной за корневской старообрядческой общиной Павловского Посада). Было высказано мнение, что в нынешнее трудное и больное для России время (или безвременье) возрождение на нашей земле древлеправославного храма, посвященного именно русской святой Анне Кашинской, почитаемой в народе как чудотворицы, имеет особый смысл и звучание. Дай Бог, чтобы с возрождением этой православной святыни на павловопосадской земле прибавилось Благодати. «Святая благоверная преподобная великая княгиня инокиня Анна, моли Бога о нас!».

участники торжества (слева направо): В.В. Ковшутин, митрополит Корнилий, свящ. о.Михаил Егоров, глава Кузнецовского сельского поселения В.М.Суслов, настоятель андроновского Христорождественского храма о. Димитрий Коклеев

На снимках: А.И.Морозов; начальный и современный виды храма св. Анны Кашинской в Кузнецах; участники торжества (слева направо): В.В. Ковшутин, митрополит Корнилий, свящ. о.Михаил Егоров, глава Кузнецовского сельского поселения В.М.Суслов, настоятель андроновского Христорождественского храма о. Димитрий Коклеев; общее фото на память (снимки автора).

Дети

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.