«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

29 января 2010 года

Аннотации

Былое пролетает…. Часть 52

« предыдущая следующая »

Забота о будущем Церкви

Жизнь и деятельность Духовных школ Русской Православной Церкви являлись предметом постоянного внимания и заботы Святейшего Патриарха Пимена. Эту заботу более явственно ощущали на себе Московские духовные академия и семинария. На протяжении всего своего первосвятительского служения Патриарх Пимен с любовью посещал академию и семинарию "у Троицы", попечение о которых преемственно воспринял от своего предшественника Святейшего Патриарха Алексия I и совершал, как он сам говорил "в духе забот почившего Патриарха о подготовке достойных священно-церковнослужителей, богословов и вместе с тем примерных граждан нашей страны"[1]. Ни один академический праздник, будь то годичный акт в день престольного праздника - Покрова Божией Матери или очередной выпуск, не проходил без живого слова патриаршего наставления обращенного к питомцам духовных школ. Когда Его Святейшество по немощи возраста или по другим причинам был далеко от Троице-Сергиевой Лавры и не мог лично присутствовать на академических собраниях, Московские духовные школы неизменно получали патриаршее Приветствие или Послание. "Ежегодные встречи с полным составом семинарско-академического братства в день подведения итогов минувшего года, - говорил в одном из своих приветствий Святейший Патриарх, - дают нам возможность каждый раз дополнять праздничное поздравление не многими, но существенными пожеланиями, относящимися к решению тех задач, которые ставит наша Русская Православная Церковь перед своими Духовными школами"[2].

Выступления Святейшего Патриарха перед профессорско-преподавательской корпорацией и учащимися Московских духовных школ за годы его служения в первосвятительском сане не только указывали конкретные направления, по которым должна была строиться и развиваться жизнь и научно-просветительская деятельность православного учебного заведения, но и давали "богатый материал для размышлений над проблемами духовного образования вообще, для поиска наиболее адекватных решений в деле совершенствования учебного и воспитательного процесса, направления его в русло строгого соответствия духу православной церковности и верности Исконному Преданию Христовой Церкви"[3].

Из-за хрущевских гонений на Церковь в 70-е годы кадровая проблема вновь стала крайне серьезной для Церкви. Государство изощренными методами ограничивало число учащихся в Духовных школах, а молодые способные выпускники не допускались к преподаванию.

Способов у властей придержащих было много: срочно забирали в армию, на месяц - на два, на время сдачи экзаменов; отбирали документы - паспорт, военный билет; могли устроить инцидент с заключением на 15 суток под стражу для разборки; некоторым москвичам предлагали поступление в любой ВУЗ без экзаменов; увещания, угрозы; поступившие (особенно с высшим образованием) под нажимом отчислялись без видимых причин.

Хорошей иллюстрацией может служить архивный документ. Уполномоченный Совета по делам религий по городу Москве А. Плеханов, много кровушки попивший московскому духовенству, 10 сентября 1971 года направил в МГК КПСС товарищам Ягодкину В. Н и Сычеву Н. Я. докладную записку о москвичах, пытавшихся в этот период поступить в духовные школы:

"ИНФОРМАЦИЯ

о стремлении некоторых молодых людей поступить в духовные семинарии.

Обобщение поступающей по церковным каналам информации показывает, что ежегодно от 15 до 20 и более молодых москвичей подают заявления о приеме их в духовные семинарии. Например, за последние три года с такими заявлениями обращались 58 чел., из которых 22 чел. поступили в семинарии, из них: в 1969 г. - 5 чел., в 1970 г. - 10 и в 1971 г. - 7 чел. В числе последних: Мутовкин Ю. В., 1941 г.р., образование среднее, официант ресторана (Пролетарский район), Торопов А. А., 1950 г.р., образование среднее, нигде не работает (Бабушкинский район), Рындюк В. Н. 1950 г.р., образование среднее, прислуживал в церкви (Кунцевский район) и др.

Подавшие заявления в семинарии и поступившие в них в указанный период, характеризуются следующими данными: по возрасту: от 16 до 30 лет - 30 чел. и старше - 28 чел; по образованию: с высшим - 4 чел., средним - 34 чел. и незаконченным средним и низшим - 20 чел.; по социальному положению: рабочих - 16 чел., ИТР - 3 чел., служащих - 16 чел., не работающих - 8 чел. и прислуживавших в церквах (хористы, чтецы, алтарники) - 15 чел.

Пытались поступить в семинарию три члена ВЛКСМ: Герасимов - официант ресторана "Пекин" (Краснопресненский район), Лоханов - мастер 5-го механического завода Дзержинского района (проживал в Волгоградском районе) и Жданов - слесарь 11-го района Водопроводной сети (Бауманский район), характерно, что этого Жданова в 1971 г. рекомендовал в семинарию священник, дав ему соответствующий отзыв, а организация, где он работает, как сообщают, секретарь парторганизаций т. Кузнецов и секретарь комсомольской организаций т. Охрий, в 1970 и 1971 г.г. направляла его в качестве вожатого в пионерлагерь треста "Мосводопровод". Обращался в семинарию также сын генерала в отставке Игнатьев, 1947 г.р., демобилизовавшийся из Советской Армии (Калининский район), а сын быв. зам секретаря парткома ГУМа (или ЦУМа) Колесников, 1951 г.р., методист-оформитель ДОСААФ (Первомайский район) такие попытки делал дважды - в 1970 и 1971 г.г.

Обо всех этих лицах отдел пропаганды к агитации МГК КПСС своевременно сообщал заинтересованным райкомам КПСС на предмет проведения работы по предотвращению их намерений поступить в семинарию. Одновременно нами принимались меры через администрацию семинарии об отклонении просьб упомянутых комсомольцев и некоторых других лиц.

В результате проведенных совместно с райкомами КПСС мероприятий 36 чел. из упомянутых 58, в семинарии не попали. Однако, как указано выше 22 чел. все же поступили в семинарии. Отмечается, что в некоторых районах недостаточно принималось мер по отвлечению их от религии. В Перовском районе в 1969 -71 г.г. подавали заявления в семинарию 6 чел., 3 из которых теперь оказались в ее стенах - это Карпов - слесарь завода "Компрессор", до 1968 г. состоял в ВЛКСМ, Дасаев 1950 г. р., Климов, 1947 г.р. и Шишигин, 1952 г.р. В Краснопресненском районе подавали заявления 5 чел., из них поступили в семинарию: Батурин, 1950 г.р., повар треста столовых и Литвинов, 1943 г.р., нигде не работавший; Советском - 3 чел,, из коих в семинарию поступили Довженко, 1937 г.р., полировщик з-да металлохозяйственных изделий и Устинов, 1951 г.р., прислуживавший в церкви; Бабушкинском - 2 чел. - Окунев, 1950 г.р., почтовый работник и Торопов, 1950 г.р., оба они оказались в семинарии, и т. д. Аналогичные недостатки имели место и раньше, в некоторых организациях не реагировали на факты, когда отдельные члены их коллективов, квалифицированные работники, оставляли производство, отрывались от участия в общественной жизни, и уходили на службу в церковь.

В настоящее время в духовных семинариях и академиях (г.г. Загорск и Ленинград) проходят богословскую подготовку около 50 москвичей, и среди них: Дроздов Владимир, 1937 г.р. быв. старший инженер проектно-изыскательского института "Союзгипролес", окончивший аспирантуру Московского лесотехнического института, был членом ПОТ; Кречетов Валериан, 1937 г.р., инженер, работавший руководителем группы проектного института Министерства легкой промышленности СССР, был профоргом; Романов Константин, 1939 г.р., преподаватель школ № 542 (Москворецкий район) и № 451 (Калининский район), окончивший Московский педагогический институт им. Ленина, и др.

В ближайшие годы эти лица будут возвращаться подготовленными проповедниками религии и пополнять кадры духовенства в Москве.

Считал бы целесообразным привлечь внимание соответствующих партийных организаций к этому вопросу.

Уполномоченный Совета

по делам религий по г. Москве А.Плеханов"[4].

Его Святейшество сумел изменить положение к лучшему - благодаря его деятельности существенно увеличился приток абитуриентов и начался рост числа священнослужителей. Более того, Патриарх нашел способ для восстановления научно-богословской базы. С согласия советского правительства Церковь стала очень активно участвовать в богословских контактах с инославием, расширились программы богословских собеседований с евангелическими Церквами Восточной и Западной Германии, Финляндии, епископальной Церковью Англии. Советское государство желало показать свою лояльность к Церкви и поэтому вынуждено было санкционировать межхристианские диалоги Русской Православной Церкви, участие в экуменических контактах со Всемирным Советом Церквей. Патриарх же ссылался на то, что для проведения богословских встреч на высшем уровне Церкви необходимо воспитывать богословов, ради чего добивался возможности увеличить число учащихся в Духовной академии и в аспирантуре, оставлял одаренных выпускников для преподавания, возобновил работу Сектора заочного обучения.

3 августа 1971 года Святейший Патриарх Пимен обращается к Председателю Совета по делам религий при Совете Министров СССР В. А. Куроедову с просьбой увеличить число поступающих в духовные школы:

"Многоуважаемый Владимир Алексеевич!

Обращаюсь к Вам по вопросу, который меня весьма заботит, - это вопрос о богословски образованию кадрах, могущих быть использованными для внешней церковной работы.

Внешняя деятельность нашей Церкви расширяется, и постоянно требуются образованные, авторитетные кадры, которые могли бы, быть использованы в качестве работников наших заграничных представительств, епархий, миссий и подворий, чтобы они с честью и достоинством представляли нашу Церковь и Родину за рубежом.

Однако академические курсы как в Московской, так и в Ленинградской духовных академиях не полностью укомплектовываются, в связи с тем, что три семинарии не могут дать полного контингента студентов академии. Многие оканчивающие семинарию по своему развитию я способностям не могут поступить в академию, да и епархиальные архиереи настойчиво ходатайствуют о направлении в епархии кандидатов священства для замещения вакантных приходов. Поэтому какое-то число оканчивающих семинарии направляется Учебным Комитетом на церковно-приходское служение в различные епархии. В связи с этим, по опыту прошлых лет, первый курс Московской и Ленинградской духовных академий, не получая достаточного количества студентов, начинал учебный год не полностью укомплектованным, а к концу всего академического курса, в результате отсева по различным причинам, численно и еще более уменьшается. И из этого сравнительно небольшого количества абитуриентов Академии весьма трудно подобрать достойных и лучших слушателей для существующей при Московской духовной академии Аспирантуры, специально готовящей кадры для внешней церковной деятельности.

Изложенное выше побуждает меня обратиться к Вам, многоуважаемый Владимир Алексеевич, с просьбой рассмотреть вопрос увеличения числа принимаемых в семинарии воспитанников на 50 человек в год; при этом распределить это количество по трем действующим семинариям следующим образом.

1. Дополнительно принимать в Московскую духовную семинарию 30 человек. Таким образом, в первом классе Московской духовной семинарии будет числиться 70 человек, разделенных на две параллельные группы по 35 человек.

2. В Ленинградскую и Одесскую духовные семинарии принимать не по 30 человек, как в настоящее время, а по 40, т.е. увеличить квоту приема по каждой семинарии на 10 воспитанников.

Мне думается, что увеличение приема воспитанников в наши духовные семинарии на 50 человек в год позволит в дальнейшем качественно пополнять академические курсы (не увеличивая ныне существующей количественной академической квоты), с тем, чтобы предоставить большую возможность для пополнения Аспирантуры, готовящей работников и священнослужителей для внешней церковной деятельности.

Надеюсь, что вопрос, поднятый мною и беспокоющий меня, найдет у Вас понимание и положительное разрешение.

С искренним уважением

Патриарх Московский и всея Руси Пимен"[5]

"Усилиями Святейшего была воссоздана база для воспитания просвещенных служителей Церкви, могущих дать ответ об истинной вере и атеисту, и инославному миссионеру, и сектанту. Однако не обходилось и без потерь: советские власти пытались взять реванш, вынуждая закрывать некоторые периферийные семинарии, открытые с большим трудом. Сам Патриарх признавался, что чувствует себя как птица в золотой клетке - на виду все подчеркнуто любезно, а за спиной совершаются антицерковные деяния. Ему и многим деятельным иерархам и священникам не давали встречаться с паствой, чтобы люди не услышали живого слова проповеди, правды о положении вещей в "свободном обществе". Очень тяжело было вести любую церковно-просветительскую и духовно-образовательную деятельность. Тогда, как и всюду в стране, и в Академии у стен были уши. В это тяжелое время психологического террора Патриарх Пимен особо поддерживал Московскую академию своими частыми посещениями, присутствием на торжествах, экзаменах, классных занятиях и общей молитвой за богослужением. Сам Патриарх был самоучкой в богословской науке, но его проповеди и слова к студентам и преподавателям Московских духовных школ были исполнены мудрости и духовного опыта. Патриарх Пимен, как и Алексий I, видел главной задачей духовных школ воспитание и духовное формирование будущих пастырей Церкви, поэтому, присутствуя на лекциях, Его Святейшество обращал внимание на все аспекты жизни духовных школ и учебного процесса, раскрывал сущность пастырского служения. 80-е годы явились временем кризиса советского государства и эпохой радикальных перемен в истории России, но существенных перемен во взаимоотношениях Церкви и государства тогда еще не произошло. Первые серьезные изменения в своем негативном отношении к Церкви советские власти были вынуждены сделать в 1988 году, когда состоялся Поместный Собор, приуроченный к празднованию тысячелетия Крещения Руси. И эта благая перемена стала венцом усилий Патриарха Пимена и воспитанных его трудами деятелей Церкви, имена которых помнит Московская духовная академия в числе учивших и учившихся в ее стенах"[6].

"Следуя примеру моих предшественников, - говорил Святейший Патриарх в октябре 1989 года, - Московских митрополитов Платона и Филарета, явившихся основоположниками отечественной академической богословской науки, и Святейших Патриархов Тихона, Сергия и Алексия, проявлявших заботу и попечение о Московских духовных школах, я почитал всегда моим неотъемлемым первосвятительским долгом уделять самое серьезное внимание нуждам пастырско-богословского образования в нашей Церкви, усматривая в этом важнейшую гарантию ее будущего благосостояния и служения нашему родному Отечеству…

С глубоким удовлетворением мы отмечаем открытие в этом году новых богословских семинарий в различных частях нашего обширного Отечества - в древнейшем центре духовного просвещения Киеве, на западе нашей страны - в Белоруссии и в далекой Сибири - в Тобольске, а также открытие Духовных училищ в Смоленске, Кишиневе, Ставрополе, Чернигове и Новосибирске и выражаем радостную надежду на то, что вновь открытые школы подготовят уже в самое ближайшее время достойных пастырей для новых приходов и монастырей нашей Церкви"[7].

Как завещание вступающим на путь пастырского служения звучат слова Святейшего Патриарха Пимена в его последнем Послании Московским духовным школам:

"Каждый из вас, ставя перед собой цель пребывать в желаемом постоянстве в избранном вами служении, должен заботиться о том, чтобы исполняемое вами дело стало заветной и творческой целью. А это достигается тогда, когда в жизни каждого христианина осуществляется преемственная последовательность, которая позволяет ему сохранять и развивать традиции Святой Церкви. Перевод Академии из Москвы в обитель преподобного Сергия как раз и способствовал укреплению благодатной духовной преемственности, созданной мудростью и опытом Церкви. Вам, будущим пастырям, никогда не следует забывать о великом призвании быть духовными наследниками преподобного Сергия, на пути глубокого смирения и любви стал храмом Святого Духа и созданную святую обитель освятил именем Живоначальной Троицы. Ныне желание увидеть жизнь в ее благодатной преемственности и духовном преображении и приобщиться к ней влечет в древнюю обитель преподобного Сергия тысячи людей со всех концов нашего Отечества. Видя, сколь ценным пред Богом и перед миром является идеал совершенства и святости, вы, подобно вашему Небесному покровителю, должны созидать свой внутренний храм и заботиться о том, чтобы он был украшен высокими и светлыми христианскими добродетелями и наполнен сокровищами веры и благочестия, которыми вам предстоит духовно обогащать всех тех, кто будет искать и желать в вашем пастырском руководстве вечных и нетленных благ Царства Божия"[8].

[1] Слова, речи, послания, обращения. Издание Московской Патриархии. М., 1977. С 353.

[2] Слова, речи, послания, обращения. Издание Московской Патриархии. М., 1977. С 374.

[3] Журнал Московской Патриархии, 1985, № 1, С. 61.

[4] ЦАГМ. Ф. 3004. Оп. 5. Л. 82-84. Машинописная копия.

[5] Архив автора.

[6] Юдин Константин. Московские Первосвятители и Академия. // Встреча. № 1(19). 2005. с. 19.

[7] Журнал Московской Патриархии, 1990, № 3, С. 30.

[8] Журнал Московской Патриархии, 1990, № 4, С. 35.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.