Часть 7. Военные песни композитора Кашина (Гребнево) 1812-1815 гг.
Георгий Ровенский
Крепостной Гаврилы Ильича Бибикова, владельца Гребнева, Данила Никитич Кашин, композитор, дирижер и первый исполнитель на фортепиано, получил вольную в 1799 г. и был «сочинителем музыки» Московского университета, издавал «Журнал Отечественной музыки». Очень известны его песни и марши времен Отечественной войны.
Гроза 1812 года застала его в Москве. Писатель Сергей Глинка, издатель «Русского вестника», один из тех, кто способствовал «освобождению» Кашина на волю, так описывал эпизод с Кашиным в захваченной французами Москве 1812 г., где тот остался из-за своих «малюток»:
«Голоса умолкают, юность (фр. офицеры) усаживается, слухом внимательным вслушивается в какие-то новые для нее звуки: то звуки русских песен. По временам раздаются восклицания: mais c'est charmant! C'est admirable! И это правда.
Печальный узник плена московского, горестный отец, оставшийся у колыбели младенцев, ученик славного Сартия, управлявшего некогда огромной музыкой князя Таврического, скорбь душевную изливает в звуках унылых. Однажды просили его сыграть вальс. Он отвечал Тассовыми словами: "У меня теперь одна скорбь в душе". "Мы заплатим". "Я беру деньги за уроки, а не продаю себя". "Bravo! - вскричали юноши французские, - c'est un brave homme!"
Данила Никитич Кашин отстоял в плену московском русские песни… С Кашиным знаком я от юных лет моей жизни и едва узнал его, встретясь с ним в первый раз после нашествия. Каждый день трепетать и за себя и за колыбели младенцев, не знать, как и куда укрыться? Особливо кто привык к жизни тихой и каждый день идет за временем рассчитанными шагами. Перелом такой жизни смерть без смерти».
«В победах род славян возрос, ликуй Москва, в Париже росс...»
Наибольший успех произведений Кашина выпал на годы войны с Наполеоном. Его патриотические марши стали известны всей России.
…В июне 1981 г. по своим «электронным» делам был я в Горьком, и там, по счастливой случайности, в букинистическом магазине попался 1-й том «Музыкального наследства». Я пролистал его. Представьте себе мою радость: в книге опубликованы новонайденные ноты «Авангардной песни» Кашина. Их музыковед В. Музалевский обнаружил внутри переплета книжки Федора Глинки «Подарок русскому солдату» 1818 г . издания. Именно Ф. Глинка написал стихи этой песни и посвящена она герою многих боев 1812 года графу Милорадовичу, адъютантом которого он был.
Авангардная песня
Зарделся блеск зари в лазури,
Как миг исчезла ночи тень;
Гремит предвестник бранной бури,
Мы будем биться целый день.
Припев (2 раза):
Идем, идем, друзья, на бой!
Герой, нам смерть сладка с тобой!
Хор повторяет припев.
Друзья! Не ново нам с зорями
Бесстрашно в жаркий бой ходить;
Стоять весь день богатырями
И кровь врагов как воду лить!
Припев
Пыль вьется, двинет враг с полками,
Но с нами вождь сердец – герой.
Он биться нам велит штыками,
Штыками крепок русский строй!
Припев.
Здесь Милорадович пред строем,
Над нами бог; победа с ним;
Помчимся вихрем за героем
Вперед!… Умрем иль победим!
Припев.
Песня эта вновь впервые через 175 лет была исполнена в ДК г. Фрязино 6.12.1987 г. хором моей лаборатории (№84 НИИ «Исток») на заседании клуба «Историк» (фортепьяно и хормейстер Вера Харламова).
Говоря о популярности военных песен Д. Кашина, Музалевский тоже подтвердил, что Д. Кашин сентябрь 1812 года прожил в Москве, занятой французами. Я стал искать подробности. И они нашлись в двух старых книгах: «Театр в России в эпоху Отечественной войны» (Всеволодский, изд. 1914 г .) и «Записки балетмейстера» Адама Глушковского, товарища Д. Кашина по Московскому театру (изд. в 1940 г.).
Оказывается, что товарищ Кашина по театру, Поляков, встретился с ним после пожара у китайгородской стены, куда их обоих привело желание найти в сгоревших лавках что-нибудь из продуктов. Кашин был без сюртука и жилета. Это удивило Полякова: «Да проклятые баварцы остановили меня на дороге,— объяснил Кашин,— и без церемонии сняли с меня сюртук, жилет, часы и вынули из кармана кошелек с серебряной монетой. Мне не так жалко платья, как часов, потому что они были подарены мне учителем моим Сарти».
Пожар Москвы, взрывы в Кремле, бесчинства оккупантов — всему этому свидетель гребневский композитор.
После освобождения Москвы в декабре 1812 г ., как бы подчеркивая неистребимость оптимизма москвичей, в сожженной Москве ставится его веселый девертисмент «Макарьевская ярмарка». Видно, тогда же родилась и «Авангардная песня».
Кашинские песни, написанные в начале 1813 года, в короткие сроки становятся подлинно народными. «Витгенштейновский марш» («Защитника Петрова града велит нам славить правды глас»), по словам Николая Полевого, буквально на другой день пел весь Петербург. Его песни, написанные во славу русского оружия, в короткий срок становятся подлинно народными. Полевой следующим образом передает историю создания песни «Защитника Петрова града…»: «Д. Н. Кашин, решась дать в концерте гимн, соответственный тогдашним великим событиям, просил написать стихи Милонова; тот обещал и не сделал ничего, и Кашин, накануне концерта, в отчаянии, встретивши Злова (певца-баса – Г.Р.) в магазине Плавилыцикова, открыл ему свое горе. Тут случился Кобяков. Злов знал его, свел тотчас с Кашиным. И гимн был тут же написан; в ночь Кашин положил его на музыку, а на другой день весь Петербург с восторгом напевал: «Хвала, хвала тебе, герой, что град Петров спасен тобой».
В Москве песни «Авангардная» и «Защитникам Петрова града» впервые были исполнены певцами О. Шмелевым и Любочинской 8 марта 1814 года в концерте Кашина. Сам Кашин исполнял на фортепьяно «Аdagio et Rondo a Polonaise» польского композитора Ф. Лесселя.
Вести об этом концерте проникают в Петербург, где газеты подчеркивают громадный резонанс у русской публики патриотических сочинений Кашина.
…Русская армия вместе с союзниками разгромила войска Наполеона в Европе и входит в Париж. Вместе с артистами он мчится в праздничный Петербург, отмечающий это событие.
Большой праздник там прошел 15 марта. Апофеозом его был вечернее представление в театре, где во 2-й части прозвучал патриотический дивертисмент «Праздник во стане союзных армий при Монмартре» (постановка И. И. Вальберха и Огюста, музыка К. А. Кавоса и Д. Н. Кашина, текст П. А. Корсакова (49)): «Превосходные декорации - обманчивые перспективы - высоты Монмартра, на всей их покатости до самой долины уставленные войсками разнородными в разнообразной пестроте; - пляшущие маркитантки, - веселящиеся и поющие солдаты, - копиеносные казаки, - прелестные, очаровательные группы - говорящие пантомимы: все представляло восхитительную картину и переносило зрителя к высотам Монмартра, в лагерь Союзных войск».
Рассказывают, что эмоциональной вершиной праздничного спектакля, когда «своды театра не вмещали звуков радости», было выступление известного певца П. В. Злова. Им была исполнены патриотические куплеты на музыку Кашина. Эта музыка была написана Кашиным ранее в Москве для марша «Защитника Петрова града…». С новыми словами, написанными, вероятно, Корсаковым П.А. «куплеты» обрели неслыханную популярность и исполнялась на многих торжествах и концертах, повторяясь по требованию публики несколько раз.
Их текст знали наизусть, а слова припева «В победах род славян возрос, ликуй Москва, в Париже росс...», неизменно сопровождаясь криками «ура!» и громкими рукоплесканиями, стали легендарными и вызывали в «очах чувствительных душ слезы умиленной благодарности».
Окрыленный успехом, Кашин дает в Москве второй концерт (10 апреля 1814 года).
Интересно, что исследователям творчества итальянского композитора Россини, который сам увлекался русской песней, удалось обнаружить, что так называемая Русская песня, которую поет в его опере "Путешествие в Реймс" (1825 г.) русский граф Либенскофф, это и есть марш Кашина «Ликуй, Москва! В Париже Росс!».
Музыковеды отмечают, что только Кашину, известному знатоку и собирателю русских народных песен, удалось создать истинно солдатскую походную песню.
Музалевский пишет, что через месяц в Петербурге исполнялись новые песни Д. Кашина - «Донская песня», посвященная генералу Платову и «Военная песня» на баталию при Теплице, «сочиненная в честь российской гвардии, сражавшейся с неслыханным мужеством против превосходного в силах врага 17 августа 1813 года».
Так военные песни Кашина служили России.
После выхода моей книги о Кашине в 2002 г. прошло немало времени, прежде чем щелковское и фрязинское музыкальное сообщество заинтересовалось этой темой, получив от меня ноты прелюдий и песен Кашина.
И после первых же «Кашинских» вечеров меломаны буквально влюбились в его творчество. Их поддержали московские коллективы. В клубах Гребнева, Фрязино и Щелкова прошло уже 10 концертов.
Апофеозом праздников стало исполнение «Куплетов на вступление союзных войск в Париж» в сопровождении хора и Щелковского муниципального духового оркестра.
Кашинский фестиваль стал ежегодным во Фрязино, Гребневе и Щелкове.
Поделитесь с друзьями