«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

2 августа 2005 года

Аннотации

Морозовские чтения. 1997 г. Часть 9

« предыдущая следующая »

О. Л. ЕРШОВА.

кандидат исторических наук, главный редактор журнала "Старообрядчество. История, культура, современность".

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. И. МОРОЗОВА

Новый статус, который заняли старообрядцы после Манифеста 1905 г., уравнявшего их положение с представителями других конфессий, позволил им взяться за обсуждение тех проблем, которые в прежнее время вообще не имели актуальности ввиду отсутствия условий для их решения. Это относится и к вопросу о взаимоотношениях с господствующей церковью. Если до 1905 г. эти взаимоотношения имели достаточно четкую структуру: церковь официально признанная, с одной стороны, — и церковь гонимая — с другой, то теперь права их не только уравнялись, но на фоне устоявшейся жизнеспособности старообрядческой церкви стали очевидными те недостатки и сложности, которые характеризовали официально признанную церковь. Как с одной, так и с другой стороны последовали действия, имеющие целью смягчить эти отношения, найти, по возможности, общую почву.

В такой обстановке и появились те послания, которые стали предметом нашего исследования. Речь идет об Окружном послании ко всем отделяющимся от православной Церкви старообрядцам архиепископа Антония; Открытом письме Почетного председателя Богородско-Глуховской старообрядческой общины Арсения Морозова Антонию, архиепископу волынскому; Слове правды укрывателям правды (ответ на открытое письмо А. И. Морозова архиепископу Антонию) и статье Н. Дурново "По поводу открытого письма А. И. Морозова к архиепископу Антонию волынскому". Все эти сочинения были напечатаны в 1912 г. в Санкт-Петербургских ведомостях". Арсений Иванович Морозов, один из наиболее активных деятелей старообрядчества этого периода, высказывая свою точку зрения, отражает то представление староверов о позиции официальной церкви и об отношении к ней, которое было преобладающим в этой среде.

Письмо архиепископа Антония было написано "по поручению бывшего в столице единоверческого съезда". Цель его, на первый взгляд, благородна: он призывает объединиться две ветви русской православной церкви: "Братие старообрядцы, не на Церковь Христову направляйте свое противление, свой гнев, а на дух мира сего, на дух безбожия, разврата и лжи, который одинаково враждебен и Церкви, и старообрядчеству". Однако все высказывания архиепископа строятся не на признании старообрядческой церкви, а напротив, он пытается показать ее неправедность, доказать, что она не имеет равных прав с официальной церковью, а объединение должно произойти при отказе староверов от своих воззрений и присоединения к церкви господствующей, через единоверие. Такая точка зрения для старообрядцев была, конечно, неприемлема, и А. И. Морозов не мог на нее не отреагировать.

Высказывания Арсения Ивановича характеризуют высокий уровень самосознания, в целом отличающий староверов: "...мы вовсе не желаем превратиться в покорный материал для сомнительных с подлинно канонической и церковной точки зрения экспериментов антиканонического Синода, в безгласную, бесформенную массу для лепки излюбленных политиканствующей правящей иерархией форм псевдо-церковности, приведшей вас к внешнему и внутреннему краху". Хорошее знание как истории, так и современного положения официально признанной церкви позволяет А. И. Морозову аргументирование доказать неблаговидную роль последней не только в отношении староверия, но также в отношении своей паствы. Понимая, что путь, предложенный архиепископом Антонием для урегулирования конфликта, не имеет перспектив, он предлагает свое видение проблемы: объявить свободу выбора старого обряда не только для единоверцев, но для всех: объявить беззаконными и уничтожить как таковые клятвы соборов 1666-1667 гг.; восстановить соборность, патриаршество и канонический строй в церкви от верха до низа и не порицать старообрядческое священство.

Однако господствующая церковь в лице архиепископа Антония не могла допустить подобного положения дел, в связи с чем появляется следующее послание, в котором архиепископ продолжает доказывать несостоятельность староверия и ограничивает выбор его приверженцев двумя взаимоисключающими путями: "Вам же верующим в Бога старообрядцам ясно определился теперь выбор между единоверием, которое с великою любовью охраняется иерархами Церкви, и между нигилистами, дарвинистами, толстовцами и социалистами, которые берут верх в вашей жизни и являются авангардом ваших рядов". Подобные оскорбительные высказывания представителя официальной церкви не могли способствовать росту ее авторитета в среде староверов и способствовать преодолению непонимания.

И, наконец, точка зрения Н. Дурново, выраженная им по поводу открытого письма А. И. Морозова, показывает, что в русском обществе того времени существовало понимание неоднозначности решения проблемы положения старообрядцев в ; государстве. Автор признает, что среди старообрядцев много фанатиков, но А. И. Морозов к их числу не принадлежит и с ним можно говорить "как с человеком, который жаждет не разъединения, а единения старообрядцев с господствующей Церковью". Н. Дурново полностью поддерживает А. И. Морозова в том, что старообрядческой церкви просто не с кем вести переговоры, т. к.: "...наши синодалы полномочий на управление Церковью русской не имеют — ив глазах не только старообрядцев, но и православных канонистов признаются неправомочными и служителями не церкви, а государства". У Н. Дурново свое видение решения проблемы: он полагает, что если ожидаемый Поместный собор "постановит принимать старообрядческих епископов и священников при вступлении их в господствующую церковь в их сущем сане, то примирение между обеими расколовшимися Церквами, господствующей и так называемой старообрядческою, не замедлит воспоследовать. Нужно только серьезно и с правдивостью отнестись к требованиям старообрядцев, рассмотрев причины их отпадения от Церкви господствующей и сознаться в своих прегрешениях, в чем помогут нам представители греческой Церкви".

Подводя итоги, следует отметить, что благодаря этим документам мы имеем возможность расширить наше представление о неординарной личности Арсения Ивановича Морозова, его активной позиции в отношении положения старообрядцев. Последовательно и аргументированно отстаивая свою точку зрения, А. И. Морозов убедительно доказывает, что почва для объединения с официальной церковью отсутствует, ввиду того что последняя не допускает мысли о равноправии староверов. Эмоциональное Открытое письмо А. И. Морозова вызвало отклики, что свидетельствует об актуальности данных проблем. Активная общественно-религиозная деятельность Арсения Ивановича Морозова ставит его в один ряд с крупными личностями русского общества начала XX в.

 

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.