«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

22 сентября 2022 года

Черноголовка

Перечитывая «Черноголовскую газету». Часть 32

« предыдущая следующая »

Черноголовская газета № 2 (449) 7 - 14 января 2000 года

... Нет краше озаренья мига, Когда пытливый ум поймет Природных тайн круговорот

Т.Кондракова

6 января - день юбилея академика РАН, члена Европейской Академии, лауреата двух Государственных премий, заслуженного профессора МГУ Александра Евгеньевича Шилова. За плечами у видного российского ученого 70 лет, прожитых вместе с завершившимся веком. Более сорока из них посвящены отечественной науке. С начала шестидесятых годов жизнь и работа Александра Евгеньевича тесно связаны с Черноголовкой. Наш корреспондент встретился с академиком накануне его семидесятого дня рождения. Состоявшаяся беседа послужила основой для публикуемого ниже рассказа о научной и творческой судьбе юбиляра.

 

По оценке самого Александра Евгеньевича, на избранном им некогда поприще будущему академику представилось немало счастливых возможностей. Ему довелось родиться в семье ученого-химика, и этот факт биографии Шилов считает своим первым большим везением. В лице отца Евгения Алексеевича он обрел первого из главных своих учителей.

Интересно, что будучи школьником, Александр не любил химию. Постоянно увлекаясь разного рода коллекционированием, однажды он всерьез заинтересовался минералами. Правда, в городе Иванове, где тогда проживала семья, добыть достойный внимания камень можно было только из мостовой. Отец, никогда не принуждавший сына идти по своим стопам, поддержал его увлечение геологией. Вскоре у юноши возникает интерес к химическому анализу минералов, и с этих пор он начинает углубленно изучать некогда отвергнутый предмет. После окончания школы Шилов поступает на химический факультет университета в Киеве, куда в 1947 году переезжает его семья. Первая слава и одновременно первый "провал" поджидали будущего ученого на втором курсе. Вместе с однокашником они подготовили доклад по перекисям и надкислотам, сопроводив его эффектными опытами, и были приглашены представить свою работу на одном из заседаний университетского студенческого общества наравне с пятикурсниками. Успеху выступления сильно повредили частые ссылки на звучные фамилии иностранных ученых. В итоге не обошлось без обвинения авторов в космополитизме. Надо сказать, что и в последующие годы на пути студента, а затем и молодого ученого Шилова еще не раз случались неудачи. Однако здоровые амбиции, упрямство молодости и данная природой сила характера позволяли ему не только преодолевать препятствия, но и использовать этот опыт для верного выбора очередного шага.

Сотрудничество в лаборатории отца стало для Александра-старшекурсника хорошей школой ученичества: именно в период работы в этом коллективе молодой Шилов сделал первое научное открытие - нуклеофильное присоединение хлор-иона по тройной связи. Статья автора появилась в "Докладах Академии Наук", и первый настоящий успех стал для начинающего ученого хорошим стимулом к продолжению самостоятельной деятельности. В 1958 году состоялась встреча Александра Евгеньевича с известным английским химиком Ингольдом. Именитый ученый оценил нетривиальность подхода молодого коллеги к решению поставленной задачи. Сам же Александр Евгеньевич, вспоминая свое первое научное исследование, сравнил его с распутыванием детективной истории. В ней участвовали все традиционные герои - подозреваемый, сообщник, а также с виду невинный персонаж, на поверку оказавшийся главным виновником события. Действующими лицами были, разумеется, химические реагенты, а отношения между ними таинственным образом приводили к эффекту, природу которого предстояло исследовать. Позднее Шилов не раз убеждался в том, что интрига, свойственная процессу научной деятельности, является одним из катализаторов развития его личного интереса к науке.

Важный этап в судьбе молодого химика - работа в Институте химической физики в Москве - в школе, руководимой крупнейшим советским ученым, академиком с мировым именем, лауреатом Нобелевской премии Николаем Николаевичем Семеновым. Александр Евгеньевич вспоминает о невероятном заряде энтузиазма, который получали ученики Семенова от общения с ним. Николай Николаевич всегда поощрял самостоятельность молодых жрецов науки, всячески поддерживал в них чувство собственного достоинства и значимости своих достижений. Впоследствии Александр Евгеньевич посвятил Семенову свою книгу, недавно изданную в США.

В 1955 году Шилов защищает диссертацию и вскоре становится руководителем группы ученых института, занимавшейся развитием одной из семеновских концепций. Концепция подтвердилась, а в 1963-м году в рамках этой темы были открыты энергетические разветвления цепных реакций, доказавшие существование механизма, предсказанного Семеновым еще в двадцатых годах.

Следующим направлением деятельности группы становится работа с комплексными катализаторами химических реакций. В 1958-59 годах Шилов в течение девяти месяцев занимается исследованиями в лаборатории Оксфорда. Итогом труда Александра Евгеньевича и его коллег становится открытие свободно-ионного механизма полимеризации на комплексных катализаторах. Как это нередко случается с серьезными научными открытиями, работа была раскритикована на родине и практически не замечена за рубежом. Признание она получила лишь тридцать лет спустя.

Накопив большой исследовательский опыт, ученые решили перейти к поиску новых, неизученных реакций. Одним из путей решения этой проблемы стало химическое моделирование биологических ферментов. Закладывались основы химии будущего, начинала заявлять о себе биомиметика - современная наука, изучающая закономерности развития живой природы и возможности подражать ей. Новые открытия в этой области, позволившие строить химические процессы на основе комплексных катализаторов, и определили основные направления научной деятельности Шилова в Черноголовке, куда в начале шестидесятых годов он переезжает из столицы.

Здесь Александру Евгеньевичу и его сотрудникам предстояло сделать важный вклад в разработку метода химической фиксации азота, в изучение моделей фотосинтеза, активации метана. В ходе поиска катализаторов для процесса его окисления возникает признанная на мировом уровне "система Шилова". Сегодня промышленные фирмы США и Японии занимаются разработкой методов ее практического применения.

Молодой научный центр понравился Шилову хорошими условиями для работы ( в его распоряжение был предоставлен пятиэтажный корпус института), и покорил своей чудесной природой. Оценил он и крепкую хозяйскую руку Федора Ивановича Дубовицкого, который радушно встретил нового сотрудника и немедленно начал знакомить его с поселком. Приятным сюрпризом стала для будущего черноголовца неожиданная встреча с непуганой лисой. Именно здесь, в Черноголовке, Александр Евгеньевич, всегда с большой любовью относившийся к представителям животного мира, смог реализовать эту свою привязанность. Сегодня он на общественных началах сотрудничает в питомнике ИПХФ, заботясь о тамошних обитателях. Некоторые из них обязаны благополучным устройством своей подчас непростой судьбы именно ему.

С середины шестидесятых Александр Евгеньевич занимает должность заместителя директора черноголовского филиала Института химической физики, которым тогда руководил Ф.И. Дубовицкий. Он продолжал выполнять обязанности замдиректора и когда филиал был преобразован в отделение московского института, и после превращения ИХФЧ в самостоятельное учреждение.

В 1996-97 годах на базе одного из отделов химической физики и Института пищевых веществ РАН был создан Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля, директором которого был назначен А.Е. Шилов. Основным направлением деятельности ИБХФ является решение химико-физических задач в биосистемах и молекулярно-организованных химических системах. Проблемы, которыми занимается институт, в равной степени относятся к физике, химии и биологии. Это проблемы будущего, и, чтобы разрешить их, в конце двадцатого века ИБХФ создает науку двадцать первого.

В тот же период по инициативе Шилова в Черноголовке создается филиал химфака Московского университета, где он возглавил кафедру биохимической физики. Считая, что проблему притока свежих сил в отечественную науку совершенно необходимо разрешить уже в ближайшее десятилетие, Александр Евгеньевич вносит свой вклад в разрешение этой стороны сегодняшнего научного кризиса. Он ведет преподавательскую работу, занимается научным руководством и хлопочет в Академии о строительстве доступного жилья для молодых ученых.

Практически вся трудовая жизнь Шилова связана с историей Института химической физики в Москве и Черноголовке. За стойкость в деле отстаивания интересов института перед Академией наук признательные московские коллеги недавно вручили ему специальную медаль. Александр Евгеньевич, имеющий немало высоких наград, с благодарностью отнесся к подобной оценке своих заслуг перед родным коллективом.

Разумеется, сфера интересов незаурядной личности не может ограничиваться только одним делом, даже если оно является главным в его жизни. Будучи председателем методологического семинара, Александр Евгеньевич неоднократно выступает там с докладами. Тема одного из них - роль простоты как критерия истины. Сегодня его беспокоит не только состояние отечественной химической науки, но и дальнейшая судьба семеновской школы, которая, по мнению Шилова, нуждается в приходе нового человека, способного не только проникнуться идеями школы, но привнести в ее развитие нечто свое. Заботит Александра Евгеньевича и проблема тесного взаимодействия представителей научных и государственных структур. Он считает, что решать ее необходимо уже сегодня для продолжения развития и существования цивилизации вообще и нашей страны в частности. В связи с этим очень серьезно должен ставиться вопрос об ответственности за предоставляемые наукой рекомендации.

Шилов хорошо знает и любит русскую литературу. В ряду наиболее предпочитаемых авторов - Пушкин, Булгаков, Блок. Умение чувствовать и понимать красоту, по мнению Александра Евгеньевича, совершенно необходимо для ученого. Ощущение гармонии, возникающее в процессе поиска и нахождения связей между явлениями, о которой не знал прежде, есть мощный стимул к научному творчеству. Изложение взглядов Александра Евгеньевича Шилова на то, как помочь молодым ученым увидеть и почувствовать наиболее привлекательные стороны избранной ими сложной и интереснейшей деятельности, станет частью его творческого юбилейного отчета 13 января на совместном заседании Ученых советов ИБХФ им. Н.М. Эмануэля и ИПХФ РАН.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.