Черноголовская газета № 8 (455) 19 - 25 февраля 2000 года
Боль моя, Афганистан
20 лет минуло с той поры, как введенные в Афганистан по просьбе его лидеров советские войска оказались втянутыми в междоусобную, "интернациональную" войну. Это не входило в первоначальные планы советского руководства. Под громкие лозунги о защите завоеваний апрельской революции, территориальной целостности и национальной независимости республики в последовавшие за этим 9 лет советская военная машина наглухо увязала в трясине непонятной войны. Войны, на которой сложили свои головы почти 14 тысяч наших воинов. Только Московская область не досчиталась 375 солдат и офицеров, верных воинской присяге, ушедших выполнять приказ Родины и вернувшихся не в свои подмосковные дома и квартиры, а на погосты в цинковых гробах. В те времена доходило до того, что запрещалось ставить надгробья над могилами воинов-интернационалистов, чтобы скрыть истинные размеры потерь.
Справедливость восторжествовала: сегодня не забыто ни одно имя. И оставшихся в живых ежегодно собирают в Колонном зале и Большом Кремлевском дворце 15 февраля, в день вывода солдат 40-й армии из-за седых хребтов Гиндукуша.
Ногинский район проводил на войну в Афганистан около 400 человек и похоронил 19 своих земляков. Трое из них - черноголовцы.
"Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,
Пулеметами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной былью
И рубцом материнское сердце отметь".
Мы не устаем повторять их имена, потому что память - это связующее звено между прошлым и будущим. Тем будущим, в котором жить нашим детям.
Подполковник Сергей Маркович Песков. После окончания Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина служил в Прибалтийском военном округе. С марта 1984 года - военный советник в Афганистане. Участвуя в боевых действиях, погиб 14 июня 1984 года. Награжден Орденом Красного Знамени (посмертно).
Старший прапорщик Валерий Прокофьевич Рыжанушкин. В Афганистане - с 1983 года. В мае 1984 года в бою с моджахедами был ранен. После лечения возвратился на службу. При исполнении воинского долга погиб 18 марта 1985 года. За мужество, проявленное в боях, награжден медалью "За отвагу" и Орденом Красного Знамени (посмертно).
Рядовой Александр Владимирович Доронин, выпускник черноголовской школы № 82. Призван в армию 30 октября 1980 года. Через три месяца "учебки" направлен в Афганистан военным водителем. От ранений, полученных в бою, умер 12 июля 1982 года. Награжден Орденом Красной Звезды (посмертно).
О Саше Доронине - наш сегодняшний рассказ.
С последней фотографии, сделанной на "гражданке", смотрит обыкновенный, стриженый по тогдашней моде мальчишка. Он и был обыкновенным: в меру озорным, со средними успехами в школе. Правда, всерьез интересовался техникой, особенно - автомобилями. Уже потом, после поступления в Московское ПТУ № 21 по специальности "автодело", Сашины успехи стали по-настоящему радовать его маму, Галину Александровну. Вот что значит найти свое призвание! В аттестате о среднем профессиональном образовании Саши Доронина среди сплошных пятерок редко-редко проглядывают четверки. А профессиональная квалификация оценена, конечно же, на "отлично". Слесарем по ремонту автомобилей он пришел работать в ОИХФ, откуда его и призвали на срочную службу.
Три месяца военной учебы в городе Мары Туркменистана стали для Саши продолжением любимого занятия. Об автомобилях он знал практически все, водительские права получил еще до армии. Военный водитель, несомненно, получился из него первоклассный.
Так случилось, что Афганский фронт свел его с Володей Глушко, земляком и ровесником. Ребята вместе служили, вместе вспоминали родные места, мечтали о "дембеле". Володе довелось быть свидетелем последнего для Саши боя, первому испытать отчаяние и боль при виде гибнущего товарища.
В тот июльский день 1982 года роту, где служили два товарища, подняли по тревоге. Летчикам в Кандагаре срочно требовалось горючее. МАЗы, груженые топливом, выстроившись в колонну, тронулись в путь по 60-градусной жаре. Это сегодня российские военные ни за что не пойдут ущельем, если не заняты боевыми товарищами господствующие вокруг стратегические высоты. А тогда, в Афгане, тянущаяся по ущелью автоколонна представляла собой отличную мишень для душманов... Засада обнаружила себя выстрелами из гранатометов. Им ответили наши автоматчики. Второй залп моджахедов поразил машину Доронина, идущую в центре колонны. Ярким факелом вспыхнул авиационный керосин. Весь ужас был в том, что затормозить и покинуть горящую машину Александр не мог - колонна встала бы, и его товарищей, едущих следом, ждала неминуемая гибель. И бензовоз продолжал двигаться: Гремит еще один залп, и снаряд поражает машину Саши второй раз. Но в этом пламенном аду, обожженный юноша продолжает управлять МАЗом. Непонятно, откуда у него взялись силы, но покинул машину водитель только тогда, когда колонна миновала опасную зону. Саша в полузабытьи лежал на траве, рядом стояли его товарищи и, глотая подступивший к горлу комок, понимали: он спас их жизни и он от них уходит. Врачи пытались помочь герою, но тщетно. Через шесть суток Саша Доронин скончался в Ташкентском госпитале от полученных ожогов. Он не дожил 20 дней до своего двадцатилетия...
Материалы о подвиге Александра Доронина и других наших земляков, участвовавших в боях на афганской земле, собирают юные краеведы, работающие в музее школы № 82 (на снимке: они в гостях у Сашиной мамы, Галины Александровны Дорониной).
В этом году оставшиеся в живых "афганцы" вместе с солдатами Великой Отечественной соберутся 25 февраля здесь, в школе на встречу "Песни военных лет", организованную ребятами-экскурсоводами вместе с директором музея Н.Д. Овечкиной.
...А жизнь наша почему-то не становится легче и правильней: эпоха войн никак не хочет уходить в небытие. И вот уже более 200 ребят из Ногинского района прошли через горнило чеченских баталий. Одиннадцать из них не вернулись к своим убитым горем мамам.
23 февраля - праздник защитников Отечества. Вечная память героям!
Поделитесь с друзьями