Часть четвертая. Увлеченные сценой
Ноты добра
Хормейстер О.Ф. Бонакова
Статьей З. Алькаевой «На высоком берегу, на крутом» газета «Энергия» (№44 от 24 ноября 2000 года) поздравила с 20-летним юбилеем творческой деятельности хормейстера высшей категории Центра культуры ОАО «Машиностроительный завод» Ольгу Федоровну Бонакову.
К работе хормейстера ДК им. К. Маркса Ольга Федоровна приступила 2 ноября 1980 года по приглашению В.П. Белолипецкого. Дом культуры тогда готовил к постановке оперу М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка». Премьеру 3 июня 1981 года публика принимала особенно тепло. Комические сцены: Черевика (бас – О.Я. Трушкин) и Кума (баритон – В.И. Коняшин), Хиври (меццо-сопрано – А.П.Егоршина) и Поповича (тенор – А.И. Богомолов), Черевика и Хиври были построены на сочетании и противопоставлении разных голосов и на смене настроений. Артисты играли с искренним увлечением и неподдельным юмором. Узнавая в персонажах своих загримированных коллег и знакомых, зрители в восторге хохотали. «На оперу «Сорочинская ярмарка» народ шел толпами. Спектакль имел бешеный успех», - вспоминает А.П. Егоршина.
Руководство завода хорошо понимало значение народного творчества и активно поддерживало Дом культуры, интересовалось проведением концертных вечеров и оперных спектаклей и присутствовало на них.
В конце октября 1980 года хормейстера Народного оперного театра Галину Федоровну Белолипецкую назначили заведующей отделом культуры Горисполкома. К этому времени в хоре занималось около 20 человек.
«Хористы исполняли сложные произведения на 4 голоса. Основную часть коллектива составляли заводчане. Заводской комитет и руководство Дома культуры согласились с предложением Г.Ф.Белолипецкой передать академический хор Ольге Федоровне Бонаковой. Галина Федоровна пригласила будущего хормейстера на последнее свое занятие с хором. Закончив работу, Г.Ф. Белолипецкая удивила коллектив обращением:
«Я провела с вами последнюю репетицию. Меня перевели на другую работу. Последующие занятия будет вести Ольга Федоровна Бонакова. Музыкально она лучше меня подготовлена, полна энергии и стремления действовать. По новой должности я буду продолжать с вами общаться. Прошу по-прежнему любить дорогую нам работу».
Смена лидера – всегда болезненна. Самодеятельное творческое объединение очень чувствительно к замене руководителя. Хор заметно поредел. Возникла мысль о пополнении мужской группы хора солдатами из строительного батальона. Молодых военнослужащих направляли в Дом культуры в качестве поощрения за хорошую службу. Это были люди без музыкального образования, и мое, хормейстера, общение с ними требовало огромных нервных затрат. В хор отбирали тех, у кого был певческий голос и музыкальный слух. Удалось отобрать 15 человек. Вначале они ходили на репетиции хора «из-под палки», но позже – с удовольствием. Пели не хуже опытных хористов», - рассказывает Ольга Федоровна Бонакова.
12 декабря 1982 года Народный оперный театр отметил свой 25-летний юбилей премьерой оперы А.С.Даргомыжского «Русалка». Заведующая отделом культуры Исполкома горсовета Галина Федоровна Белолипецкая 18.01.1983 года писала: «Сейчас в коллективе 22 солиста, хор – 45 человек. Опера не может существовать без хора. Состав и подвижность его дали широкую возможность для выбора репертуара. Опера «Русалка» насыщена массовыми хоровыми сценами, и участники великолепно с ними справлялись.
Впервые в спектакле приняла участие хореографическая студия Детского Дома культуры (педагог-постановщик Г. Долгова). Большая заслуга в успехе спектакля принадлежит его художественному руководителю и дирижеру М.Ф. Ковшарю. Неоценимый вклад внесли концертмейстеры Е.М.Крылова-Цветковская, Л.Н.Клочнева, В.В.Трумпокаис, режиссер Т. Кожаринова. Театр подтвердил свое высокое звание Народного коллектива».
Премьеру «Русалки» приехала послушать и Эсфирь Моисеевна Рывкина, первый хормейстер Академического хора. Большой зал ДК им. К. Маркса был переполнен, как и всегда на премьерах Народного оперного театра. Родоначальницу Академического хора тепло приветствовали руководители Дома культуры и артисты. По окончании спектакля Эсфирь Моисеевна высоко оценила работу всей труппы, а о хоре сказала, как говорят о самом дорогом:
«Мое детище – в надежных руках. У вас – замечательный, настоящий хормейстер. Берегите ее!»
Артисты оперного хора создают массовые сцены и хоровой фон для действий актеров-солистов. Рассказывает А.П. Егоршина – исполнительница ролей Хиври («Сорочинская ярмарка», 1981) и Княгини («Русалка», 1982):
«Умение и авторитет хормейстера столь же важен для успеха, как знания и профессионализм режиссера, концертмейстера и дирижера. Ольга Федоровна Бонакова – прирожденный лидер и организатор. Её глубокое знание всех тонкостей хорового дела, желание созидать вызывают уважение, дисциплинируют хористов.
О.Ф. Бонакова – творец песни. Своей любовью к хоровому искусству, властными жестами, обращенными к хору, она выходила на уровень Э.М.Рывкиной. Эсфирь Моисеевна понимала, что Ольга Бонакова – энтузиаст хорового дела. Редкий человек способен многие годы быть увлеченным «каторжной» работой по созданию коллектива из любителей петь до артистов хора со сложным многоголосным репертуаром».
Опера Д. Верди «Риголетто» по драме В. Гюго «Король забавляется» - последняя из опер мировой классики, поставленных в Доме культуры им. К. Маркса. Эта работа Народного оперного театра показала, что творческие возможности сплоченного коллектива отнюдь не исчерпаны.
Постановку оперы провели:
- художественный руководитель и дирижер Сергей
Иванович Казюлин;
- режиссер – заслуженный работник культуры
РСФСР Валентина Федоровна Карахан;
- педагог по вокалу Лидия Михайловна Толгская;
- хормейстер Ольга Федоровна Бонакова;
- концертмейстер – лауреат Международных
конкурсов Юрий Самуилович Ольха;
- концертмейстеры – Людмила Николаевна
Клочнева, Валентина Викторовна Трумпокаис;
- художник Владимир А. Марчук.
Роли исполняли:
- Николай Васильевич Гусев – Герцог Мантуанский;
- Владимир Иванович Коняшин – Риголетто;
- Олег Яковлевич Трушкин – Граф Монтероне;
- Татьяна В. Рогожкина – Джильда;
- Тамара Ивановна Лохмачева – Графиня Чепрано;
- Е. Бурмацкий – Спарафучиле.
В ДК им. К. Маркса опера «Риголетто» ставилась несколько раз. В том же 1984 году состоялся выезд труппы в г. Обнинск. Руководил поездкой Сергей Иванович Казюлин. В этом спектакле хор не участвовал, реквизит был ограничен костюмами персонажей. Музыковедческие пояснения давала Ольга Федоровна Бонакова. Она рассказывала о творчестве Д. Верди и об опере «Риголетто». В концертном исполнении были даны самые значимые отрывки оперы, связанные музыкальной нитью.
Народный оперный театр завершил свою работу в 1985 году постановкой оперы Кирилла Владимировича Молчанова «Зори здесь тихие». У композитора свой взгляд на утверждение: «У войны не женское лицо». Автор рассказал об одной из бесчисленных трагедий вдали от переднего края войны. Опера была написана в 1973 году. Воспоминания о пережитом волновали слушателей и через 40 лет после победы над злобным и коварным врагом. «Спектакль был повторен в ДК им. К. Маркса пять раз. Образы девушек-бойцов и их старшины Васкова (Олег Яковлевич Трушкин) до слез трогали, особенно слушательниц, жизненной правдой», - рассказывает исполнительница роли Жени Комельковой Тамара Ивановна Лохмачева.
«Женская группа хора принимала участие в массовке – небольших мизансценах девушек-солдат, связанных с их жизнью в деревне, где они были размещены, - говорит О.Ф. Бонакова. – Запоминающийся образ Лизы Бричкиной, тонущей на болоте, создала Ольга Николаевна Захарова».
Оперному искусству Народного театра не достаточно энтузиазма и талантов артистов-любителей. Нужны значительные средства для оплаты персонала Дворца культуры, приглашенных профессионалов, на костюмы, материалы, транспорт, содержание помещений. Экономике перестроечного десятилетия было не до искусства. Затраты на сложный и неторопливый механизм оперы не окупались. Народный оперный театр стал нерентабельным. Солисты и артисты грамотно подготовленного хора, естественно, сожалеют об этом.
Но жизнь подсказывает новые формы и для творческого самовыражения, и для общения со зрителями. Мастера высокого искусства и их публика всегда находят друг друга.
«Под руководством О.Ф. Бонаковой, талантливого от природы музыканта, прирожденного хоровика и лидера, - подчеркивает Г.Ф. Белолипецкая, - творческий рост хора был бесспорен». Заметно повысилось качество хорового пения. Хор вырос и количественно, увеличилась и мужская его группа. Много произведений исполнялось а капелла. Повысилась выносливость артистов хора к оперным нагрузкам. Совершенствовалась красота звука при исполнении четырех – пятичастных произведений.
Великолепно звучали «Праздник хора» К. Глюка, «Аве Мария» И. Баха и Ш. Гуно, «Дым» Н. Керн, «Элегия» С.И. Танеева, «Неаполитанская песня» П.И.Чайковского, «Эхо» Орландо Лассо, «Зимняя дорога» В.Я. Шебалина…»
Репертуар хора за время работы О.Ф. Бонаковой пополнился лучшими классическими произведениями, песнями народов нашей страны. В активе хора около 50 произведений.
Хор ДК им. К. Маркса, Лауреат городских конкурсов хоровой музыки, прибавил к своим званиям новые. В Юбилейном сборнике «Дворец Культуры им. К. Маркса. 1931-2001 годы» указаны его достижения:
- Лауреат I и II Фестивалей самодеятельного творчества Московской области, 1983, 1985 гг.;
- Лауреат творческой премии городского Фонда развития культуры, искусства и народного творчества за 1995 и 2000 годы;
- Лауреат Конкурса-Фестиваля «Поющее Подмосковье» в 1999 году;
- участник концерта лауреатов фестиваля «Поющее Подмосковье» в Концертном зале им. П.И. Чайковского (г. Москва);
- Дипломант областных хоровых Фестивалей, посвященных Рождественским праздникам 1997-2000 годов.
Звание «Народный коллектив» Академический хор получил перед гастролями в Прибалтике в 1993 году.
Название хора «Элегия» было взято из его репертуара, оно вполне отвечает задумчивому и романтическому характеру исполнения хором избранных произведений. Хор побывал на гастролях с сольными концертами в Москве, Ленинграде, Обнинске, его слушали в Литве и Греции. Хор выступал с солистами Народного оперного театра В.И.Коняшиным, О.Я. Трушкиным, О.Н. Захаровой, Е.А.Захаровой, Г.Н. Павлушкиным.
Ольга Федоровна Бонакова с большой теплотой рассказывает о концертмейстерах хора В.В.Трумпокаис и О.Е. Гурко: «При подготовке оперы «Риголетто» Валентина Викторовна разучивала партии с солистами и хором, при необходимости дирижировала. Это был непродолжительный, но плодотворный деловой союз: концертмейстер и хормейстер понимали друг друга «с полувзгляда». Такое единение профессионалов отмечали и коллеги, и слушатели. Валентина Викторовна сама пела в хоре, помогала мне в работе с хоровиками. Мы нашли друг друга и в человеческом общении.
В марте 1987 года эстафету от В.В.Трумпокаис приняла О.Е. Гурко. Еще будучи студенткой III курса училища им. А.Н.Скрябина, она стала концертмейстером Академического хора. Мы работали вместе 14 лет, были на гастролях в Обнинске. Ольга Евгеньевна продолжает работу с Академическим хором и сегодня.
Ноты классической музыки, голоса солистов и артистов хора по-прежнему несут людям разумное, доброе, вечное».
«Мы создавали свою публику»
«Сегодня в Доме Культуры им. К.Маркса начинается театральная неделя, посвященная Международному Дню театра, - писал в городской газете «Ленинское знамя» от 21 марта 1981 года художественный руководитель и дирижер Народного оперного театра Михаил Федорович Ковшарь, - особый интерес вызовет вечер оперной музыки Н.А. Римского-Корсакова, который состоится 24 марта. В концерте будут исполнены одноактная опера «Боярыня Вера Шелога», сцены и арии из опер «Сказка о царе Салтане», «Моцарт и Сальери», «Садко», «Снегурочка», «Царская невеста», «Майская ночь».
В концерте принимает участие практически вся труппа театра. Рядом с молодыми певцами в этот вечер на сцену выйдут и ветераны театра А.Богомолов, Г. Добринская, А. Егоршина, В. Коняшин, Н. Лукьянова, О. Трушкин.
Успеху концерта во многом способствовала большая работа педагога по вокалу Л.М. Толгской и главного концертмейстера театра Е.М. Цветковской. Народный оперный театр, живо откликаясь на важнейшие даты музыкального календаря, готовит в этом сезоне оперу М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка».
В настоящее время коллектив театра завязал творческие контакты с мастерами советской оперной сцены – Народным артистом СССР А.П. Ивановым, Народной артисткой РСФСР Т.Ф. Янко, Народным артистом РСФСР М.Г. Киселевым. С их помощью работа в театре станет еще более интересной и насыщенной».
Работоспособность деятельного музыканта поражает.
1959 год. Михаил Ковшарь – в числе 12 слушателей класса хоровых дирижеров профессора К. Лебедева в Московской государственной консерватории. Михаил Федорович сразу включился в творческую и общественную работу. Он становится художественным руководителем Академического хора ветеранов войны и труда «Содружество».
Позже выпускник Московской консерватории М.Ф.Ковшарь стал аспирантом по классу хорового дирижера Народного артиста РСФСР и АзССР профессора А.А. Юрлова в МПИ им. Гнесиных. С 1970 года М.Ф. Ковшарь посвятил себя работе в сфере любительского оперного искусства.
В 1979-1982 годах Михаил Федорович Ковшарь – художественный руководитель и дирижер Народного оперного театра при ДК им. К.Маркса в Электростали.
«Талантливый, уравновешенный и дружелюбный, - рассказывает А.П. Егоршина, - он вовремя успокоит и поддержит. На занятиях с Еленой Михайловной и Михаилом Федоровичем мне было хорошо, словно к друзьям пришла. Они чутко следили за дыханием вокалиста, тонко и тактично показывали приемы правильного пения».
За эти три года Народный оперный театр поставил оперы «Чио-Чио-Сан» (1980), «Боярыня Вера Шелога» (март 1981), «Сорочинская ярмарка» (май 1981), «Русалка» (декабрь 1982), провел ряд концертов оперной музыки. Успех выступлений обеспечили талантливые режиссеры:
Заслуженный работник культуры России В. Карахан, Т. Кожаринова, Г. Долгова; педагог по вокалу Л.Толгская; хормейстер О. Бонакова; концертмейстеры: Е. Крылова-Цветковская, Т.Рогожкина, Л. Клочнева, В. Трумпокаис, Г.Федечкина, Л. Левичева; балетмейстер В.Большаков.
В одном из «Вечеров оперной музыки» в 1979 году были исполнены отрывки и арии из опер: «Пиковая дама», «Царская невеста», «Алеко», «Паяцы», «Демон», «Евгений Онегин», «Богема». В этом концерте участвовали солисты: Т. Андреева, А. Богомолов, Л.Веневцева, Г. Добринская, В. Земсков, Г.Кувшинова, В. Коняшин, Т. Лохмачева, Ю.Петрашина, Т. Рогожкина, О. Трушкин, О. Шалюкова, С. Шишкин, В. Шишковский. Концерт прошел в сопровождении московского симфонического оркестра под управлением М.Ковшаря.
В декабре 1982 года Правление Дома культуры им. К.Маркса наградило художественного руководителя Народного оперного театра Грамотой «За многолетнюю и плодотворную работу по эстетическому воспитанию трудящихся».
Инициатива – свойство творческих людей. Михаил Федорович Ковшарь считает необходимым знакомить публику с произведениями неизвестными и редко исполняемыми.
25 июня 1985 года газета «Правда» напечатала статью В. Пикуля «Судьба оперы». Автор рассказывал об упорных поисках недостающих частей партитуры оперы А.Т. Гречанинова «Добрыня Никитич». Двухлетняя работа энтузиастов из оперной студии МЭЛЗ в библиотеках Москвы, Ленинграда, Европы и США завершилась удачно. Опера «Добрыня Никитич» ставилась в Большом театре лишь в 1903 году. Заглавную роль исполнял Ф.И. Шаляпин. Роль Забавы была поручена А.В.Неждановой, начавшей работать в Большом театре в 1902 году. Партию Алеши Поповича провел А.В. Собинов. Он пел в Большом театре с 1897 года.
М.Ф. Ковшарь и Е.М. Крылова-Цветковская хорошо знали вокальные и актерские возможности солистов Народного оперного театра. Оперу «Добрыня Никитич» они предложили поставить в Электростали.
28 февраля 1982 года, после почти 80-летного перерыва, на русской сцене прозвучала ария «Сон Мамелфы». Тот концерт был посвящен 25-летию оперного театра при ДК им. К.Маркса и 20-летию присвоения ему звания «Народный».
Рассказывает А.П. Егоршина, исполнительница арии «Сон Мамелфы»:
«Добрыня Никитич» - роскошная опера. Я не мучилась, разучивая свою партию. Ее бархатная музыка словно жила во мне, казалась рожденной вместе со мной. Именно на это соответствие рассчитывали концертмейстер и дирижер. А.Т.Гречанинов прекрасно знал законы вокала. Звуки лились широко, будто могучая русская река выходила из берегов. Елена Михайловна и Михаил Федорович были в восторге от музыкального успеха.
Но моя болезнь, к сожалению, нарушила эту творческую удачу… Оперу «Добрыня Никитич» поставить тогда не смогли.
Осуществить постановку оперы «Добрыня Никитич» М.Ф. Ковшарь сумел в оперной студии МЭЛЗ, где он стал работать с 1983 года. Этот же коллектив поставил к столетию создания оперу «Лакме» композитора Л.Делиба.
«За нее не брались и в Большом театре, - рассказывает Михаил Федорович, - в частности, из-за сложности индийских танцев. В любительской студии МЭЛЗ нашлись нужные голоса. Пластику танцовщицы - индианки знала и поставила нам хореограф из Минска. С ней я познакомился в дни Фестиваля народов Индии, проходившем в Москве.
Мы активно создавали свою публику. Была разработана «Карточка любителя оперной музыки»:
«Если Вы хотите получить приглашение на очередное выступление Дома культуры МЭЛЗ, просим указать Вашу фамилию и номер телефона, а также предложения по организации нашей работы». В карточке указывался адрес и телефон студии. Заявки людей, любящих оперную музыку и приходивших ее слушать (их было более восьмисот!), учитывались при подготовке концертов».
У рояля. Е.М. Крылова-Цветковская, М.Ф. Ковшарь
Звание «Народный самодеятельный коллектив» было присвоено оперной студии МЭЛЗ 28 февраля 1990 года.
…На столе несколько впечатляющих стопок красочных фотоальбомов и папок с Дипломами и Почетными Грамотами, откликами прессы:
«За короткий срок Вы сумели создать великолепный коллектив, внести много творческой энергии, проявить высокий музыкальный профессионализм при большом художественном вкусе и отличный организационный талант», - написано в Почетной Грамоте Совета Ветеранов МЭЛЗ от 2 февраля 1988 года.
Среди множества наград Заслуженного работника России Михаила Ковшаря:
- Грамота за пропаганду хорового искусства с подписью председателя Всероссийского Музыкального общества Народной артистки СССР Ирины Константиновны Архиповой;
- Грамота за участие в проведении конкурса музыкальных школ Московской области за подписью профессора Владислава Геннадиевича Соколова;
- Диплом II степени на Фестивале «Золотая осень» 1984 года, подписанный председателем Правления ВТО Героем социалистического труда Народным артистом СССР Михаилом Ивановичем Царевым.
На Фестивалях студенческого творчества – «Фестос-2002» и «Фестос-2003» М.Ф. Ковшарь руководил смешанными хорами Второго Московского Областного Музыкального училища им. С.С.Прокофьева в г. Пушкино. Хор выходил победителем Фестивалей.
Преподаватели Пушкинского Музыкального Училища курируют 10 из 24 регионов Московской области. Ценность участия Михаила Федоровича Ковшаря в этой работе несомненна.
Находка для Электростали
Режиссер Ю.А. Сперанский
Стены кабинета украшают афиши оперных спектаклей, поставленных на сцене Российской Академии музыки им. Гнесиных: «Свадьба Фигаро» (23-ий сезон, 2000 год), «Севильский цирюльник», «Пиковая дама», «Майская ночь», «Умница», «Не только любовь», «Тайный брак», «Алеко», «Богема», «Евгений Онегин», «Джанни Скикки», «Травиата».
Проводив торопившегося к поезду молодого человека, Заслуженный деятель искусств, профессор Юрий Аркадьевич Сперанский вернулся к прерванной беседе.
«Это наш аспирант. Он – художественный руководитель Тамбовской филармонии, мечтает создать в Тамбове Народный оперный театр. Наша оперная студия сейчас помогает тамбовчанам поставить оперу «Свадьба Фигаро». Когда артисты-любители разучат роли и будут готовы к репетициям, мы – несколько преподавателей и студентов – поедем в Тамбов.
Нам важно раскрыть возможности одаренных людей. Оперный спектакль можно сделать весьма подвижным для показа на разных площадках. Так, при постановке оперы «Евгений Онегин» в нашем театре реквизит был минимальным: рояль, кресло, диван. Актеры пели, двигались по сцене, разыгрывали сцены под фортепиано. В нужных местах чтец произносил пушкинский текст и отступал за кулисы. Современная техника позволяет сохранить изящество и выразительность классического произведения и при небольших затратах на оформление спектакля. Актеры действуют и поют не только на сцене, но и в зрительном зале. Обеспечивают их работу два дирижера. Они общаются между собой по телефону. Такая расстановка действующих лиц делает оперный спектакль более энергичным, целиком захватывает зрителей.
С Электросталью меня связывают самые светлые воспоминания. Народный оперный театр при ДК им. К.Маркса – очень хороший театр. Мы с удовольствием работали вместе. Это был, без преувеличения, самоотверженный труд. Люди три раза в неделю приходили после работы в Дом культуры, чтобы отдать все свои силы, талант и время любимому делу. Нас поражала высокая подготовленность артистов-любителей, их преданность оперному вокалу и привязанность к ставшему родным Дому культуры.
Меня пригласил в Электросталь дирижер Музыкально-педагогического института им. Гнесиных Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Александр Борисович Поздняков. Вечером, также после работы, усадив в мой «Москвич-403» Александра Борисовича и концертмейстера Людмилу Федоровну Таланову, мы выезжали из Москвы. Ехали в любую погоду, так как знали: нас ждут люди. Я и сейчас вижу полотно зимней дороги в свете фар и дорожных светильников. Ориентирами мне служили аэронавигационные фонари радиостанций Ногинска и Электростали. Я настолько привык к этим огням, что, выехав однажды днем, заблудился …
Возвращались в Москву после занятий уже поздно ночью. При въезде в закрытый тогда город Электросталь машину останавливала патрульная служба ГАИ, проверяла документы и командировки. Расставались мы дружелюбно, приглашая инспекторов на премьеру «Свадьбы Фигаро».
Оркестр для генеральной репетиции и постановок спектакля привозили за счет средств профкома завода «12». Командировочных денег и на бензин было мало - все «подогревалось» взаимной любовью и взаимным интересом к дорогому для всех нас делу – оперному искусству.
Отдача от общего труда, несомненно, была. Спектакль «Свадьба Фигаро» получился занимательный, хорошо воспринимался зрителями. После представления исполнители и руководители обязательно собирались на «посиделки». Разговоры по душам, сознание причастности к нелегкой, но дружной работе, сплачивали нас, побуждали к дальнейшему творческому труду. Электросталь – яркий город. Народный оперный театр был его звездой, удачной находкой.
Опера – сложный вид искусства, требующий усилий десятков людей. Ее подготовка требует заметной финансовой поддержки.
Современная массовая музыкальная культура – «попса» - привлекательна. Но эта привлекательность столь же вредна, как «быстрая еда» в красоте «Макдоналдсов». «Пренебрежение классикой – образцами мировой музыкальной культуры – плодит примитив. Снижение уровня культуры и путь к наркотической «игле» - следствия опошления музыки», - подтверждает Ю.А. Сперанский мнение профессора Б. А. Покровского.
Остались, однако, Дома Культуры, а, главное, не перевелись еще талантливые люди всех возрастов. «Я надеюсь, - завершает беседу заведующий кафедрой оперной подготовки Российской Академии Музыки Ю.А. Сперанский, - на интеллигенцию и одаренных детей, на деятельных и знающих дело организаторов культуры. В Электростали, например, можно с успехом объединить усилия Музыкального училища и Музыкальных школ для оперных постановок.
В мировом перечне опер – четыре с половиной тысячи произведений этого достойного музыкального жанра. Опера шагнула в пятый век своего существования. Такой возраст и добрая слава внушают и уважение, и надежду».
Почему люди плакали?
Рассказывает Сергей Иванович Казюлин, дирижер Народного оперного театра при ДК им. К.Маркса в 1983-1986 годах:
«В замечательной опере советского композитора Кирилла Владимировича Молчанова «Зори здесь тихие» (1973) есть своя прелесть. Это произведение – дань памяти молодым, погибшим в противостоянии с захватчиками, нередко по трагической нелепости. Характеры героев хорошо прописаны простым музыкальным языком, передающим и трагизм, и лиричность персонажей. Спектакль (1985) о судьбе женщин-бойцов и их командира - старшины играли их однолетки – Ольга Захарова, Тамара Лохмачева, Галина Сухова, Олег Трушкин. Режиссеры – недавние выпускники ГИТИСа Виктор Иванович Баланов и Владимир Иванович Агабабов – были приглашены С.И.Казюлиным.
Переполненные идеями, начинающие режиссеры хорошо знали, что именно они хотят вынести на зрительский суд. Спектакль создавался не «про войну», а о людях войны. Все мизансцены и драматургические ходы были хорошо обдуманы и отработаны. Исполнение вокальных партий не отличалось от профессионального.
В зале было много современников событий. Почему люди плакали?
Вот сцена, где Васков (О.Я. Трушкин) курит и рассказывает о своей жизни хозяйке избы, где он остановился. Женщина участливо спрашивает: «А сын – то как же?» Васков молча сминает в кулаке горящую папиросу. Нервный жест артиста поражает зал, вызывает сопереживание герою. Это Виктор Баланов придумал. У него все мизансцены яркие были. Жаль, что видео у нас не было!
В партитуре и в сюжете есть «Воспоминания» каждого из персонажей. А что может вспомнить 18-20-летняя Лиза (О. Захарова) из глухой деревушки? Мы и придумали: «У нее должно быть «Воспоминание о будущем». Лиза мечтает о будущей большой своей семье в деревенском доме, когда возвратятся они с мужем после войны. Эту сцену оформлял наш товарищ, замечательный художник, Николай Вагин, ученик Народного художника СССР Валерия Яковлевича Левенталя, Главного художника ГАБТ.
… На переднем плане сцены, облокотившись на валун, пела Лиза, а в глубине сцены – бывший старшина, а теперь генерал (О.Я. Трушкин) в кругу многочисленной семьи ...
Атмосфера в Доме культуры была достаточно хорошая. Заметно было, что порядок и творческие традиции здесь многолетние и уважаемые.
Опера «Зори здесь тихие» прошла в сопровождении оркестра оперной студии Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Опера очень хорошая. Жаль, что сейчас ее не ставят. Спектакль удался. Мы получили удовольствие от нашей работы с коллективом артистов. Моя работа в ДК им. К. Маркса началась, когда опера «Риголетто» была уже подготовлена режиссером Валентиной Федоровной Карахан. Я много раз эту оперу впоследствии и ставил, и пел.
Навсегда остался в душе моей Владимир Иванович Коняшин. Я о нем помню и привожу в пример многим. Он не только очень вдумчиво пел, но и отыскивал особый, свой грим для роли Риголетто. Его отличало стремление что-то необычное сделать, он всегда был готов учиться, в том числе, и у молодых. Это во всех смыслах достойный человек!»
Зритель поверил!
«Здорово поют!» На сцене О.Н. Захарова
Ольга Николаевна Захарова – исполнительница роли Лизы Бричкиной в опере К.В. Молчанова «Зори здесь тихие».
Созданием образов женщин-солдат времен Великой Отечественной войны Народный оперный театр завершил свою работу весной 1986 года. «Опера для малого коллектива трудна, - рассказывает О.Н.Захарова, - но подобрались артисты, хорошо понявшие свои роли, соответствовавшие своим персонажам.
Творческое общение молодых исполнителей, режиссеров и дирижера позволило выстроить спектакль, которому зритель поверил! Мы жили репетициями. Режиссерская работа деятельных и изобретательных Виктора Ивановича Баланова и Владимира Ивановича Агабабова была успешной. Нас учили скатывать и расправлять за считанные секунды шинели, ходить и бегать по-солдатски, правильно носить винтовки, строиться по команде, окапываться… Дирижер Сергей Иванович Казюлин добивался осознания каждым артистом драматизма событий, переданного музыкой К.В. Молчанова. Реквизит, костюмы и действия актеров были детально и тщательно обдуманы.
Пронзительная сцена гибели Лизы Бричкиной (О.Н.Захарова) на болоте – одна из центральных в опере. В полуметре от пола сцены натянули маскировочную сетку – «болото». Около выступа будки суфлера (кочка) был оставлен проем – «омут». Перед узкой тропинкой через болото, по сценарию, надо было снять с себя верхнюю одежду. Гимнастерку военной поры нашли, рубашку из грубой ткани я сшила сама, нашла гребень тех лет, постриглась ради роли... Лиза, посланная старшиной Васковым (О.Я.Трушкин) за помощью, идет по узкой тропинке через болото. Она ориентируется по деревьям, указанным командиром.
Со слегой в руках я шла, вполне натурально покачиваясь на упругой сетке. Еще 4 шага… На сцене гаснет свет, и неожиданно я проваливаюсь в темноте в яму. «Спасите! Тону!»
Луч прожектора высвечивает сползающую с «кочки» руку…
«Мама, а тетя больше не придет?, – раздалось в притихшем зале,- она умерла?» Естественность происходящего на сцене вызывала у публики рыдания.
В.И. Баланов и В.И. Агабабов спорили: кто же из них в большей мере создал образ Лизы, простой деревенской девушки. А я ждала возможности сыграть простосердечную, сильную героиню, в которой бы отразились и мои человеческие качества.
… Лиза накручивает бигуди из тряпочек и бумажек. Старшина Васков и застает ее за этим занятием. Взаимоотношения Васкова и Лизы – важнейшая сюжетная линия оперы.
Постановщики и артисты – люди того же возраста, что и их персонажи. Они уловили смысл произведения – неосуществленные мечты женщин-солдат о мирной жизни.
Бывалый старшина Васков говорит Лизе, умелой деревенской девушке: «Нравишься ты мне! Как ты ловко в поле работаешь! Вот останешься на посту, - по-отечески продолжает он, - шинель раскатай, да подстели, чтобы не простудиться, не заболеть!» Сложным вокализом Лизы-матери в сцене «Мечты о послевоенной жизни» (видение Лизы) дирижер С.И.Казюлин остался доволен не сразу, хотя и хвалил меня за хорошую игру. Но ведь получилось!
Олег Яковлевич Трушкин, игравший в этом же «послевоенном эпизоде» генерала-мужа Лизы, выражал мне свой восторг:
«Прониклась характером таежной девушки, для которой деревенский мужик – предел мечтаний!» Васков – простой мужик, но Олег Яковлевич, игравший прежде роли аристократов, и здесь нашел в своей душе нужные струны. Его Старшина, да и Геолог – турист, нашедший (в Прологе) обелиск с именами погибших, великолепны: житейская хватка, внутренняя сила и сдержанность ярко прослеживаются в этих образах. С О.Я. Трушкиным было легко работать. Он очень хорошо понимал партнеров и живо откликался на их действия.
Исключительно удачен подбор исполнительниц на эпизодические роли. Каждая артистка так прониклась состоянием лирической героини, словно всегда жила в ее роли.
Соня ( Наталья Марчук ) до войны закончила Консерваторию, не расставалась с томиком Блока, отзывчивая и мечтательная пианистка;
Осянина (меццо – сопрано Ирины Кашириной очень хорошо подходило к образу) – «женщина в возрасте», мать, убегавшая при всякой возможности в город, чтобы присмотреть за сыном.
Тамара Лохмачева( Женя Комелькова ) – сильная, молодая, красивая, уверенная в себе – хорошо смотрелась на сцене и, по мнению режиссера В.И.Баланова, вполне соответствовала его представлению об этом характере.
Риту играла Галина Сухова.
В этом спектакле все артисты (и «герои без речей») играли здорово! Может быть, еще и оттого, что нет простого ответа на вопрос поэта-бойца Булата Окуджавы:
Нас ведь создал Бог для счастья,
Каждого в своем краю.
Отчего ж глухие страсти
Злобно сводят нас в бою?
Спектакль «Зори здесь тихие» ставили три раза, пользуясь временем командировки оркестрантов, которых С.И. Казюлин привозил из своего училища. Ударник весьма натурально воспроизводил звуки взрывов.Все оркестранты искренне восхищались игрой самодеятельных артистов: «Здорово поют!»
После исполнения своей роли в третьем спектакле мне, к счастью, удалось с балкона видеть его окончание – сцену гибели Риты и Жени Комельковой в неравном бою с противником.
Заключительная сцена спектакля чрезвычайно впечатляющая. Она завершается горестным восклицанием упавшего на колени Васкова: «Сколько девчонок у меня было – все погибли!..»
… На фоне озера, словно памятник, видны силуэты девушек в шинелях, пилотках, с винтовками в руках.
Нас не надо жалеть:
Это – наша судьба…
Электростальской опере повезло
Оперный дуэт в концертном исполнении Т.И. Лохмачевой и О.Я. Трушкина
Героини Тамары Ивановны Лохмачевой – цельные люди: Женя Комелькова («Зори здесь тихие»), Парася («Сорочинская ярмарка»), Надежда («Боярыня Вера Шелога»), Наташа («Русалка»)… Режиссеры исполнение этих ролей поручали Тамаре Ивановне не случайно. Ее персонажи живут в разных эпохах и обстоятельствах, но одинаково проникнуты светлым ожиданием удачи. Каждая из них убеждена, что путь в жизни выбран ею по призванию.
Тамара Ивановна – восприимчивая и эмоциональная артистка. Трезвый ум самостоятельного человека удачно сочетается в ней с даром сценического перевоплощения. Оперное сопрано ее отчетливо передает переживание лирико-драматических персонажей певицы. «Оперная ария, романс, песня требуют от исполнителя осознания существа персонажа, видения всей линии его жизни», - утверждает артистка. Жесты ее изящны, мимика естественна. Щемящий душу голос приковывает внимание слушателей к характеру и действиям героини произведения.
… Т.И. Лохмачева пришла в Народный оперный театр в конце 1978 года. В это время Заслуженный работник культуры РСФСР В.Ф. Карахан, режиссер из Центрального Дома культуры железнодорожников, работала с коллективом над оперой М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка».
«Электростальской опере повезло, - говорит Тамара Ивановна, - признанные педагоги и музыканты встретили здесь талантливую молодежь, увлеченную сценой и вокалом». Педагог по вокалу Л.М. Толгская, человек чуткий и бескорыстный, понимала возможности Т.И.Лохмачевой – обладательницы оперного голоса.
«Она хотела заниматься со мной, - рассказывает Т.И. Лохмачева, - ну, хотя бы годик!» Но судьба, житейские заботы исключили возможность систематических занятий с педагогом.
«Тщательно следящая за своим внешним обликом, всегда на высоких каблуках, миниатюрная Лидия Михайловна по-матерински относилась к нам, начинающим артистам. Она устраивала прослушивание своих учеников, при необходимости организовывала лечение у фониаторов Большого театра…
О времени общения с Л.М. Толгской, ученицей Нины Дорлиак, с благодарностью отзываются все: Валерий Юрьевич Шишковский, Юлия Михайловна Петрашина, Антонина Петровна Егоршина, Галина Андреевна Кувшинова… Безукоризненность исполнения возможна лишь при взаимопонимании между руководителем и вокалистом. Это сближение и расковывает, и дисциплинирует, а потому и обеспечивает успех.
Именно такой огромный труд предшествовал сольному концерту Т.И. Лохмачевой и О.Я. Трушкина, состоявшемуся 19 мая 1984 года в ДК им. К.Маркса. Его подготовили и провели руководители вокального коллектива Народного оперного театра Л.М. Толгская, С.И. Казюлин, концертмейстер Ю.С.Ольха.
Голос дивный
Н.В. Гусев в роли Садко
Как отчетливо запоминаем мы особенно яркий след метеора, краткой беззвучной вспышкой прочерченный в звездном небе!
Николай Васильевич Гусев (05.10.1945-02.12.1999) – мужественный и обаятельный человек, поэтически, музыкально и художественно одаренный. Певец с мягким лирическим тенором оставил о себе незаурядную память.
«Счастье – это осуществление в зрелые годы мечты юности». По окончании Егорьевского училища гражданской авиации Николая Гусева направляют в Красноярский отряд Гражданского Флота на должность техника по эксплуатации и ремонту самолетов. Общительный молодой человек встречается там с заочником «Гнесинки» по классу гитары. Свою любовь к широким исполнительским возможностям этого инструмента Николай Васильевич Гусев сохранял до конца жизни. Он с отличием закончил Народный университет искусств по классу гитары, ставшей его профессиональным спутником в многочисленных самодеятельных концертах.
После службы в Советской Армии (1970-1972) Николай Васильевич до 1976 года был участником и солистом хора при ДК «Строитель», а затем и ДК «Октябрь». С 1976 года Н.В. Гусев активно включается в работу Народного оперного театра при ДК им. К.Маркса.
Природный артистизм, музыкальное образование позволяют «начинающему» оперному исполнителю быстро овладевать драматическим и вокальным мастерством. Актерский успех Н.В. Гусева возрастает от роли к роли: Князь – в опере «Русалка» А.С.Даргомыжского (1982); Грицько – в опере «Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского (1982); Герцог – в опере «Риголетто» Д. Верди (1984); Садко – в опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова (концертное исполнение).
Творческий человек успевает многое и на кратком жизненном пути. Начальник бюро металлоконструкций ЭЗТМ Н.В. Гусев, автор нескольких изобретений, нес людям не только любовь к оперной классике и чарующей чистоте русского романса. Он работал над кандидатской диссертацией по промышленной экологии. Его инженерный ум увлекла очистка промышленных выбросов не случайно. Чистая природа необходима и высокому искусству. В.И. Коняшин и здесь по-отечески способствовал подготовке диссертационной работы к защите в Московском институте.
Деятельный и доброжелательный Н.В. Гусев в начале 1980-х годов организует и ведет при ДК «Октябрь» кружок игры на гитаре. С 1988 года Николай Гусев – исполнитель русских народных песен, солист вокальной группы Народного коллектива «Русские напевы». Он энергично участвует в гастролях этого ансамбля по странам Европы: Эстония (5 июля 1988), Испания, Италия, Сицилия, Франция, Румыния, Латвия, Греция, Турция, Кипр, Финляндия, Польша, Нидерланды, Словакия, Венгрия.
Великолепные голоса, душевная щедрость исполнителей, красочные русские национальные костюмы, своеобразие мелодий исконно русских песен и романсов привлекали и надолго впечатляли слушателей. Н.В. Гусев работал с «Русскими напевами» 8 лет, начиная с организации ансамбля. Визитной карточкой коллектива стала литературно-музыкальная композиция «Говори мне о России» (художественный руководитель и главный дирижер Анатолий Иванович Каленов).
Поет Н.В. Гусев
«Шквал эмоций у зарубежной публики вызывала русская песня «Калинка» в исполнении хореографической группы (руководитель Алла Васильевна Волкович) и солиста Ансамбля Николая Васильевича Гусева», - отметила на Вечере памяти певца ведущая Валентина Викторовна Трумпокаис.
В 1995 году Н.В. Гусев организует ансамбль струнных инструментов «Орфей», руководителем которого стал С.П. Королев. Певец дал много сольных концертов в его сопровождении в аудиториях Электростали, Электроуглей, Ногинска, Ногинского района и Москвы. Его концерты всегда проходили при заполненных залах и тепло встречались слушателями.
В 1997 году Николай Васильевич – в числе первых солистов вновь созданного В.И. Коняшиным творческого коллектива классического романса «Ретро» при ДК им. Горького, в котором Н.В. Гусев продолжал активную концертную деятельность.
Тонкий лиризм всегда определял мироощущение этого певца. Стихи Николай Васильевич пробовал писать давно. В последние годы жизни он стал сочинять и мелодии. Концертмейстер «Ретро» Н.А. Кузнецова со вниманием и уважением относилась к музыкальному творчеству Н.В. Гусева. С согласия автора она правила его мелодии с голоса, перекладывая на фортепиано.Так им было создано более 20 романсов.
Это произведения на свои слова: «Помни», «Утраты России», а также и на стихи поэтов-земляков: М.Н.Разумкова («Подмосковный край», «Мой ангел», «Волшебный плен», «Я Вас увидел») ; Т.Ф. Столяровой («Соловьиные трели») ; С. Столяровой («Золотая осень»). Н.В Гусев обращался и к поэтическому творчеству Н.А.Красовской; В.С. Корякина; Ю.И. Лютикова.
Николай Васильевич очень любил петь, аккомпанируя себе на гитаре,старинные городские русские романсы. Особенно охотно исполнял он популярные: «Гори, гори, моя звезда», «Не уходи, побудь со мною», «Только раз», придавая им свое, глубоко личное музыкальное толкование. Слушателей зачаровывала такая манера пения красивого, легкого, интеллигентного человека. Талантливый певец и музыкант дал десятки концертов в Домах культуры, профилакториях, на летних и цеховых сценах; а в Москве – в Центральном Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки (1982), Центральном Доме актера (1983), Квартире-музее А.В. Неждановой.
Щемящее чувство оставляет романс-заклинание Н.В. Гусева «Помни» на слова автора в исполнении В.И.Коняшина:
Ах, какие росы, да на этом поле!
А вдали, за полем, - синь ручья.
Разгулялись кони, разыгрались кони,
На природу вольную увлекли меня.
Я по росам-россыпям, да на встречу с будущим,
Заклинаю: помни – жизнь коротка!
Разгулялись кони, разыгрались кони,
Будто бы в последний раз видят синь ручья.
И как в детстве нам нужны ласки нежной матери,
Так и эти зори чистые нужны.
Разгулялись кони, разыгрались кони,
Все-таки природа дождалась Весны!
Пронзительность русского романса побуждает певца, гитариста и композитора приняться за новое дело.
«Не случайно, - вспоминает руководитель ЛитО «Электростальские огни» Нина Андриановна Красовская, - Н.В. Гусев в 1998 году при энергичной поддержке В. И. Коняшина взялся за создание «Салона русского романса».
Н.В. Гусев в «Музыкальном салоне». В глубине Н.А.Красовская
Администрация города с пониманием откликнулась на обращение инициативной группы, выделив часть средств для переоборудования помещения Лит О. Николай Васильевич с воодушевлением окунулся в эту работу, но… Безвременная смерть остановила доброе сердце певца.
Дипломант Международных и Российских конкурсов и фестивалей Народного творчества, человек многогранный и талантливый, он жил музыкой и поэзией.
Друзья и сослуживцы Николая Васильевича Гусева организовали 23 января 2000 года в ДК им. М.Горького вечер памяти прекрасного артиста. Звучала музыка Шопена, стихи. Были исполнены романсы, написанные Н.В. Гусевым: «Соловьиные трели», «Мой ангел», «Золотая осень», «Утраты России», «Помни», «Моему другу». Тронув души слушателей, пели Любовь Новичкова, Анатолий Мухортов, Валентин Макашов, Владимир Коняшин, Инна Баданина.
Любимые произведения Николая Гусева прозвучали в исполнении Елены Захаровой («Аве, Мария!») , Анны Смирновой («Только раз»), Геннадия Павлушкина («Кони-звери»), Владимира Коняшина (ария Риголетто), Юрия Загряцкого («Посвящение»), Анны Нелюсовой («Изумруд»). Вдохновенно и трепетно провели аккомпанемент Ольга Гурко, Н. Шлеенкова, Наталья Кузнецова. Присутствовавшие в зале с большим волнением вновь услышали голос Николая Васильевича Гусева. Но на этот раз песня «Калинка» в сопровождении инструментальной группы ансамбля «Русские напевы» прозвучала в записи…
Острую боль за российскую неустроенность ощущает каждый, кто слушает романс Николая Гусева «Утраты России». Ритм рождающихся стихотворных строк совпадал с мелодией, одновременно зревшей в ранимой душе автора.
Совместная его работа с концертмейстером «Ретро» Натальей Александровной Кузнецовой дала произведение большого гражданского накала:
Российские куранты –
Колокола златые,
Безумства и жестокости
Свидетели живые.
Ах, где же вы, ах, где же вы,
Честь и благородие?
Ах, где же вы, ах, где же вы,
Отринутые Родиной?
Без вашей чистоты в душе,
В душе без благородства
Пришедшие крушат уже
И создают уродства.
Ах, где же вы, ах, где же вы,
Сиятельство святое?
Ах, где же вы, ах, где же вы,
И что это такое?
Россия, вспомни страшный день
И убиенных всуе,
Которые ушли взамен
Проклятья на Россию!
Ах, где же вы, ах, где же вы,
Нации величества?
Ах, где же вы, ах, где же вы,
С заглавной буквы Личности?
Руководитель Литературного Объединения Нина Андриановна Красовская в день кончины певца на листе с его эскизом драпировки помещения написала пронзительные строки, посвященные его памяти:
Н. Гусеву
« Неспетый романс »
Говорят, в декабре
Много падало звезд.
Здесь на зимнем дворе
Много пролито слез…
Голос дивный умолк,
Сердца кончился стук,
Ленты траурной шелк
Перевил кисти рук.
О, печальный Орфей!
Струны смолкли твои,
Но в сердцах у людей
Льются песни любви.
Взвился конь вороной,
Поднялся в небеса,
Чтоб для жизни земной
Сотворить чудеса.
Ты оставил для всех
Свой единственный шанс –
Выше скорбных утех –
твой неспетый романс
Коллеги Николая Васильевича по искусству, которому он посвятил значительную часть своей души, решили дать Салону русского романса имя Николая Гусева.
Городское радио Электростали в 2003 году в рубрике «Музыкальный салон» еженедельно проводило встречи с музыкантами и вокалистами. На встречи с радиослушателями приглашались и артисты-любители, и артисты-профессионалы, начинавшие свои занятия на городских подмостках, в Музыкальных школах и в Музыкальном училище.
Отзывы о радиовстречах с русской классической музыкальной культурой – самые благодарные. Может быть, и об этом мечтал «электростальский соловей» - Николай Васильевич Гусев.
Поделитесь с друзьями