Черноголовская газета №23 (418) 5 - 11 июня 1999 года
Седая древность нас благословила...
Но как же любо мне
Осеннею порой, в вечерней тишине,
В деревне посещать кладбище родовое,
Где дремлют мертвые в торжественном покое.
А.С. Пушкин
Черноголовцы привыкли к комплиментам в адрес своей малой родины и сравнение ее с оазисом воспринимают как должное. Между тем, любой оазис перестает быть таковым, если иссякает источник, питающий его жизнь. В данном случае - источник деятельной любви к порядку вещей, определяющему не только достояние нашего небольшого муниципального хозяйства, но и само его неповторимое лицо.
Кладбище, что расположено близ села Макарово - наследие людей, исстари обитавших на здешней земле. Мы, живущие на ней сегодня, должны правильно представлять себе истинную значимость для современников этого места. По уважаемому мнению архитектора Анатолия Сергеевич Дубовского, в Макарове находится одно из красивейших кладбищ, из всех виденных им в Прибалтике и Грузии, в Европе и Средней Азии.
Возвышенность над долиной реки под сенью действующего храма, примыкающая стена леса, островки сосен, разнообразящие кладбищенский ландшафт... Тот, кому знакомо удручающее однообразие огромных, усеянных могилами полей современных московских кладбищ, непременно поймет все преимущества макаровского погоста.
...Одна равнина справа, слева,
Ни речки, ни холма, ни древа.
Кой-где чуть видятся кусты,
Немые камни и могилы
И деревянные кресты
Однообразны и унылы.
По счастью, облик древнего погоста Пружки, как ранее называлось это место, вовсе не похож на пейзаж, описанный в пушкинских строках. Помимо великолепного природного окружения, мемориал обладает немалой культурно-исторической ценностью. Территория кладбища включает в себя некрополь ХV-XIX вв. - один из немногих сельских некрополей в Подмосковье, где сохранились десятки надгробий XV-XVI вв. По заказу администрации муниципального образования п.Черноголовка в октябре 1998 года здесь были проведены охранные археологические изыскания. Осуществила их экспедиция отдела предпроектных археологических и историко-ландшафтных исследований "Радонеж проект" Центра новых технологий. Согласно заключению, некрополь у церкви Николы на Пружках и примыкающее к нему селище представляют собой следы одного из древнейших поселений Московского княжества. Речь идет о расположенной возле Макарово зоне, где земля сберегла материальные свидетельства существования домонгольского поселения. Его появление на высоком берегу р. Пруженки археологи относят к первой половине ХIII века. Подобных памятников этого периода в бассейне реки Вори (Пруженка - ее левый приток) найдено немного.
Столетия спустя, используя для украшения мест захоронения большие камни, в изобилии гнездящиеся в кладбищенской земле, родные покойных, скорее всего, и не подозревали, что подчас заимствуют надгробные памятники усопших XV-XVI вв. К тому же периоду относится ряд надгробий из привозного белого камня. Многие из них тоже успели побывать на вершине нескольких могильных холмиков, и лишь некоторые, основательно заросшие дерном и погрузившиеся в почву, остались лежать, как пишут археологи, in situ - на местах своего первоначального расположения. Несколько плит покрыты надписями кириллицей полууставом; тщательное расследование их происхождения могло бы пролить свет на семейные истории владетельных лиц, живших здесь в те времена. Обломки белокаменных плит и памятники, выполненные в виде саркофагов, можно обнаружить лежащими среди решеток современных могил в зоне "старого" кладбища. "Смутный" семнадцатый век оставил менее всего следов на земле могильника, да и культурный слой соседствующего с ним селища, относящийся к этому периоду, свидетельствует, что населения Пружков в то время заметно убыло.
Вслед за предками, мы и сейчас устанавливаем на местах погребения плиты с надписями, а славянский обычай воздвигать на могилах надгробия из тысячелетних валунов получил свое продолжение в творчестве современных мастеров, занимающихся архитектурой малых форм. К этой традиции обращается и Анатолий Дубовский. Сотрудничая в прошлом в археологических экспедициях, он познакомился воочию с некрополями, носящими следы разных религиозных культур - христианской, мусульманской, зороастрийской и др. По проектам Дубовского создано немало намогильных памятников известным российским ученым, в том числе жившим, работавшим в нашем научном центре и похороненным здесь, в Макарово. Художественно выполненные современные надгробия вносят свою лепту в историческую и культурную ценность макаровского некрополя, не просто продлевая во времени память о человеке, но и передавая потомкам черты его внутреннего облика, линию судьбы, а порой и трагизм момента его кончины.
По заключению ученых-археологов, своей уникальной сохранностью могильник на древнем погосте Пружки обязан не только оберегающим его естественным природным рубежам - реке, оврагам, примыкающему лесу, - но и той человеческой жизни, что никогда надолго не прерывалась в окрестных поселениях. Разные исторические эпохи проносились над этой землей, на погосте сменяли друг друга здания деревянных церквей, а кладбище продолжало выполнять свое предназначение, и люди не доводили до запустения место, где покоились их пращуры.
Даже в безбожном нашем веке, когда последняя из возведенных на Пружках каменная церковь Николая Чудотворца подверглась частичному разрушению, а церковнослужители - гонениям, большая часть кладбища осталась практически нетронутой. В связи с этим невольно подумаешь о невидимом подвиге самого храма и тех, кто служил в нем во имя Божие. Им довелось принять на себя главную долю зла, уготованную в те годы волею рока этому уголку земли. Осквернению были преданы преимущественно могилы прежних священнослужителей, похороненных, согласно церковному правилу, у восточной стены храма, возле алтаря. Их уничтожили и сравняли с землей во время хозяйственной деятельности, развернувшейся в церкви и вокруг нее после прекращения богослужений в 1929 году. По свидетельству краеведа Александра Павловича Мельникова, в 1930 году на строительство коровника пошли плиты с могил, возможно, поэтому на территории некрополя почти не осталось надгробных памятников XYIII-XIX вв. В 1932 году с храмовой колокольни были сброшены колокола. Трое крестьян, совершившие этот варварский акт, ушли из жизни не самым естественным образом. Один из мужиков наложил на себя руки, другой пропал без вести, третий скончался от внезапной болезни. Позднее в церковном здании друг друга сменяли различные производственные цеха, поочередно внося свой вклад в разрушение храма. Во время войны здесь работали автомастерские, затем размещался пионерский лагерь, а в 50-х - военно-строительный отряд. На кладбище остались могилы того времени, принадлежащие военнослужащим. Некоторые из захоронений, утратив металлические обелиски, стали безымянными.
Макаровский погост продолжает свою летопись, свидетельствуя потомкам о нашей памяти и заботе о месте последнего пристанища усопших. Город мертвых (так переводится на русский язык греческое слово "некрополь") ставит перед живым задачи, решать которые необходимо не только на материальном, но и на духовном плане нашего бытия.
Каждая могила требует от нас уважительного отношения и достойного уровня содержания, но присутствие здесь захоронений таких людей, как Дубовицкий, Щеголев, Гражулис, Батурин и ряда других известных российских ученых, придает кладбищу особое социальное значение. Сегодня можно лишь скромно помечтать, стоя под вековой пружковской сосной, о ландшафтной архитектуре, свойственной цивилизованным европейским мемориалам, о дизайне, высадке деревьев и кустарников определенных пород. Но зато у нас есть уникальная сосновая роща, что сама по себе является памятником природы, и участок леса на кладбищенской территории, образующий естественную парковую зону. Их сбережение означает сохранение более благоприятного микроклимата и целительной для скорбящих сердец природной обстановки этого места.
Сейчас, в связи с возникновением проблемы нехватки отведенных под захоронения площадей, над кладбищенским леском нависла угроза его вынужденного сведения. Администрация нашего муниципального образования, будучи хозяином макаровского кладбища, уже совершила все зависящие от нее шаги, чтобы получить разрешение расширить площади погоста за счет земель, лежащих под окрестным лесом. Но это - лес первой категории, и добро на его вырубку может дать только федеральное правительство, озабоченное сегодня более собственной судьбой, нежели заботами о погребении усопших. Решение продолжает затягиваться, а жизнь, то есть смерть, берет свое, и вскоре облик некрополя может утратить одну из своих неповторимых черт. Остается лишь всем миром надеяться на благие перемены и продолжать заботиться о нашем культурном наследии доступными средствами. А они в нашем арсенале есть. Имеются и поводы изменить кое-что в понимании каждым из нас влияния личного подхода к содержанию отдельно взятого места захоронения на вид кладбища и проблемы его функционирования в целом.
Если взглянуть на все разнообразие могильных участков, то в глаза бросится не одна лишь впечатляющая разница в вероятной стоимости небольших деревянных крестов, скромных цветников и плит над одними могилами, и богатыми сооружениями над другими. Не в обиду кому-либо будь сказано, но разновысокие металлические ограды, "съевшие" около двадцати процентов площади кладбища и затрудняющие свободный проход между могилами, без регулярного хлопотного ремонта и покраски ржавеют, теряют вид и форму. Ограда выглядит приемлемо, если она низкая и вписывается в общую архитектурную композицию участка. Металл как материал, с точки зрения людей, сведущих в кладбищенской архитектуре, мало отвечает требованиям эстетики оформления места захоронения. Здесь предпочтение должно быть отдано камню, дереву, плитке.
Макаровское кладбище содержится на неплохом уровне. Порядок здесь поддерживают три сотрудника муниципального отдела благоустройства во главе со смотрителем Николаем Ивановичем Беловым. Завершается оборудование нового добротного хозблока, в котором предусмотрен гараж, офисное помещение, место для хранения рабочего инструмента, туалет. Сотрудники черноголовских институтов регулярно проводят на кладбище субботники, убирая быстро накапливающийся здесь природный мусор и отслужившие свое элементы ритуальной атрибутики. За многие годы своей работы на макаровском кладбище Николай Иванович ни разу не столкнулся со случаями вандализма или откровенного хулиганства. Привидения здесь тоже, вроде бы, не водятся. Однажды ему довелось присутствовать при эксгумации для криминалистической экспертизы, а как-то раз пришлось три года спустя после погребения менять "прописку" одного из усопших: жену покойного не покидало странное чувство неприятия места его захоронения. Добившись разрешения и переселив прах супруга на новое место, женщина успокоилась. Бывает, что наши земляки привозят издалека родные останки сюда, в Макарово, чтобы быть поблизости и ухаживать за ними. В будущем муниципальная администрация планирует введение такой услуги, как предварительная аренда участков для погребения.
Однако и "смиренное кладбище" дает иногда повод для вспышки страстей. Им может стать, к примеру, мусор, недобросовестно подброшенный после уборки к границам чужого могильного участка. Не мелочась, граждане отправляются жаловаться на кладбищенские беспорядки прямо в администрацию. Активность позиции в данном случае, несомненно, уместна: кладбище - место священное. Однако такой статус требует от нас и позитивности в суждениях и поступках.
- Соседство с церковью, красота природы, пение птиц, отдаленность шумных трасс - все здесь способствует душевному успокоению. Но очевидно, что месту, где близкие и уважаемые люди обрели последнее пристанище и где в будущем обретут покой многие из нас, не хватает достойного внимания и заботы. Горько видеть небрежное отношение родных к могиле человека, навсегда оставившего благополучный и ухоженный дом; больно наблюдать, как зарастают травой участки, за которыми некому ухаживать. Зимой дорожки засыпаны снегом, летом земля проходов покрывается высокой крапивой, и добраться к своему участку бывает непросто. Еще одно неудобство - нет близкого источника воды. - Это мнение вдовы профессора Витаса Гражулиса Светланы Степановны Гражулене. На днях, в первую годовщину его безвременного ухода, коллеги, родные и друзья собрались у могилы, чтобы почтить память Витаса Антоновича. Светлана Степановна бывает здесь часто, хорошо знакома с положением дел на кладбище и считает, что порядок на нем зависит и от общественного сознания, и от деятельности ответственных лиц. В Черноголовке сложилась группа людей, как и она, неравнодушных к дальнейшей судьбе макаровского погоста, и готовых обратиться к руководству муниципалитета с предложением создать в поселке общественный совет, способствующий лучшему содержанию мемориала. Полезных идей и мнений нашим жителям не занимать, задача лишь в том, чтобы они были услышаны и привнесены в жизнь. Например такие: если нет возможности чаще вывозить с кладбища мусор и установить контейнеры, то можно хотя бы обозначить указателями специально отведенные для сбора отходов. Поблизости от погоста хорошо бы организовать ритуальную службу с помещением где, согласуясь с традицией, можно было бы организовать поминки.
Существует еще один "больной" вопрос, связанный с нашим кладбищем - автобус до Макарова ходит редко. Особенно чувствительно эта проблема ударяет по пожилым, и особенно в "родительские" дни, когда множество людей стараются навестить прах родных, следуя православному календарю. По возможности ее решает местная православная община. Идя на встречу просьбе настоятеля Свято-Никольского храма о. Вячеслава, в этом году на Пасху и в предпасхальные дни фирма "Линта" направила в помощь прихожанам свои транспортные средства. Был выделен автобус и в праздник Радоницы - в первый после православной Пасхи день, когда в храмах возобновляются поминальные службы, и народ торопится разделить с усопшими радость Воскресения Христова. Правда, из-за поломки его рейс задержался, и некоторым черноголовцам пришлось изрядно понервничать в поисках оказии до поселка.
Между тем, можно снизить остроту проблемы в дни массовых посещений кладбища, обратившись накануне в мунципальную администрацию с соответствующей заявкой от инициативной группы.
В тот солнечный день мы с коллегой тоже посетили макаровский погост. После полудня народу на кладбище убавилось. Большинство могилок было прибрано, украшено живыми и искусственными цветами. Лица присутствующих просветлены. Верующие по обычаю обращались к отцу Вячеславу, и освященная вода с кисти-кропила поочередно проливалась на принявшие их близких пятачки кладбищенской земли. Пожилая женщина после завершения ритуала подошла к батюшке за благословением перед дальней поездкой. Ощущение благости, высшей правильности всего происходившего тогда на погосте осталось в душе неким уроком, который еще предстоит осмыслить и пережить.
Memento mori. Давайте не будем мелко суетиться вокруг кладбища. Только по-крупному: беречь некрополь и бороться за то, чтобы, разрастаясь, макаровское кладбише не превратилось в мрачный погребальный полигон, но и впредь оставалось разумно спланированным и все столь же прекрасным природно-мемориальным ансамблем.
Т. Кондракова
Поделитесь с друзьями