1916 год
Георгий Ровенский
Война продолжалась, пошли и новые волны мобилизации
Из Альбома Акулины Кутилиной:
«Еще была мобилизация два года второго разряда 1916 года Февраля 4-го дня 1908 и 1909 год.
Еще была мобилизация два года второго разряда 1916 года Марта 28-го дня 1907 и 1906 год и один год первого разряда 1897 год.
1916 года Июня 7-го дня брат Осип Иванович прислал известия (из плена), а не было (от него весточки) от 1915 Июля 3-го дня.
Еще была мобилизация 1916 года Августа 28 дня второго разряда три года 1905-1904-1903 год.
Еще была мобилизация 1916 года Сентября 23 дня три года первого разряда и три года второго разряда. Первого разряда 1894-1895-1896, а 2-го разряда 1902-1901-1900 год.
Еще была мобилизация 1916 года Октября 28-го дня восемь годов 4 года второго разряда 1899-1898-1896-1895 и 4 года белых билетников с 1916 года по 1912 год.»
Главные военные события 1916 года
Инициатива переходит к Антанте
1. После побед Германии в 1915 г. на Русском фронте, в 1916 г. она перебросила часть войск на Запад и начала наступление под Верденом, стремясь все-таки прорваться к Парижу. Франция (см. карту ниже) удержала фронт с тяжелыми потерями. Обескровила свою армию и Германия. Битва шла 8 месяцев. Общие потери составили до 1,5 млн. человек.
2. Английские войска начали наступление севернее, на. р. Сомме, стремясь помочь французским армиям у Вердена. Им удалось оттеснить немецкие войска всего на 8 км, но при этом нанесли им чувствительные потери. Стратегическая инициатива на Западе перешла к Антанте.
3. Тяжелое поражение нанесла и Русская армия австро-герман-ским войскам в мае – июле 1916 в Галиции (Брусиловский прорыв), что фактически предопределило развал главного союзника Германии – Австро-Венгрии. Некоторый реванш наши противники взяли к лету 1917 года в период развала армии.
4. На Кавказском театре инициатива продолжала сохраняться за русской армией, которой командовал вел. кн. Николай Николаевич, разбившей здесь Турецкую армию и занявшей в 1916 году Эрзурум и Трапезунд.
Брусиловский прорыв
Слова Брусиловский прорыв почти единственное благожелательное, что мы помним из советской истории о той мировой войне.
Брусиловский прорыв – наступательная операция Юго-Зап. фронта Русской армии под ком. ген. А. А. Брусилова (на фото)
3 июня-22 авг. 1916. Было нанесено тяжёлое поражение армиям Австро-Венгрии и Германии, и заняты Буковина и Восточная Галиция.
Эта победа вдохновила русское общество на продолжение войны вместе с союзниками до победы. Было захвачено более 300 тысяч пленных.
Наибольшего успеха на первом этапе достигла 8-я армия генерала от кавалерии А. М. Каледина, которая, прорвав фронт, 7 июня заняла Луцк, а к 15 июня наголову разгромила 4-ю австро-венгерскую армию. Было захвачено 45 тыс. пленных, 66 орудий, многие другие трофеи. Прорыв армии Каледина достиг 80 км по фронту и 65 в глубину.
В июльском наступлении Юго-Западный фронт в результате успешных боев весь подвинулся на запад на 80-120 кмна всем 500-км участке наступления. Чтобы остановить это наступление, противник перебросил с Запада и с Итальянского фронта все резервы.
8 армия была главным героем прорыва под Луцком в 1916 г.
Ее командующий Каледин (слева) и нач. штаба Деникин стали потом главными командирами Белых войск в гражданскую войну.
Как и всякое мощное наступление на хорошо подготовленную оборонительную позицию, оно сопровождалось значительными потерями погибло 116 тыс. бойцов, но бои были успешными – было разгромлено много дивизий противника, захвачена большая территория, а число только погибших врагов превысила 200 тысяч чел., а пленными более – 380 тыс. чел. Главное – было поколеблена уверенность Генштаба Германии, что русские не умеют и не будут наступать.
Пленные австрийцы строят мост через Любосеевку
Ранее при описании 1914 года мы рассказывали об успешном наступлении в тех же местах. В Галицийской битве тогда были взяты десятки тысяч пленных.
Часть из них были направлена на работу в Московскую губернию. Богородская земская управа решила их силами несколько поправить так называемый Новохомутовский тракт (сегодня – Фряновское шоссе). При строительстве в 1889 году Гребневского шоссе (т.е. участка от Назимихи до Щелкова) был построен деревянный мост через овраг речки Любосеевки.
Летописец д. Чижово Анатолий Батьков привел рисунок этого деревянного моста (вероятно, на месте сегодняшнего нового моста).
Земство решило поставить здесь более прочный бетонный мост.
Этот мост строили австрийцы два летних сезона 1915 и 1916 гг.
Старый «австрийский мост» как памятник Первой мировой войны.
Снимок сделан с Нового моста.
На противоположной стороне Старого моста
до сих пор сохранилась надпись – 1916 (год).
Прослужил он почти до конца 20-го столетия, пока не построили в 1991 году рядом новый современный мост, устранивший опасный изгиб дороги. На Старом мосту в 2000-е годы построили авторемонтные мастерские.
Так и стоят рядом два моста, разделенные друг от друга двумя десятками метров да тремя четвертями столетия.
Французский военный крест Константина Серова (1896 г.р., д. Мизиново)
В родительском доме Серовых в д. Мизиново хранится ряд уникальных фотографий – память солдата Русской армии Константина Гавриловича Серова о боях во Франции в составе Русского экспедиционного корпуса.
У его сына, капитана 1 ранга в отставке Анатолия Серова, сохранился французский крест отца, которым награждались Францией участники тех сражений.
Константин Серов был мобилизован в январе 1916 года и сразу же был направлен в 3-ю бригаду формирующегося в порядке союзнического долга для боев во Франции Экспедиционного корпуса.
После успешного наступления Германии в 1915 году в России можно было ожидать, что немцы начнут атаки на Западном фронте.
Из Архангельска пароходом «Ла-Плата» бригада Серова прибыла во французский Брест, где их восторженно встречали жители городов.
Длительная «окопная» война (фронт стоял на Западе почти на месте при жутком артобстреле окопов) требовала для вдохновения какой-то пропагандистской акции.
Такой акцией и стало прибытие русских на совместную борьбу на Западном фронте.
Первые бои, в которых приняла участие бригада, были под Верденом, где шли почти 7 месяцев жестокие бои и Франция меняла свои части на свежие и снова отбивала атаки. Немцы так и не смогли прорваться в этом месте на наиболее близкий путь к Парижу. За эти и последующие бои Серов был награжден французским Военным крестом 3-й степени (на фото – крест Серова)
Вместе с Серовым в Корпусе воевал пулеметчиком будущий маршал Родион Малиновский.
Родион Малиновский имел уже Георгиевский крест за бои 1915 года, был ранен и после выздоровления направлен во 2-й полк 1-й бригады Экспедиционного корпуса (на фото – в каске)..
Военный крест – на зеленой ленте с 5-ю красными полосками и с бронзовой 5-тиконечной звездой, сам крест похож на Георгиевский, но в перекрестии – два меча, а в центре креста символ Франции – Марианна во фригийском колпаке. На обратной стороне креста в центре надпись – 1914-1918.
Некоторые пишут, что отважный пулеметчик Малиновский был награжден двумя (и даже четырьмя – он воевал потом в знаменитом Легионе чести) такими крестами, в том числе – с серебряной звездочкой (2-й ст.).
Когда Малиновский стал Министром обороны СССР, то Константин Серов написал своему однополчанину письмо.
В ответном письме маршал писал:
«Уважаемый Константин Гаврилович!
Будучи в мае месяце с.г. во Франции мне было приятно посетить места, с которыми связана наша тревожная молодость.
Вспомнились тяжелые годы солдатской жизни вдали от Родины, товарищи, вместе с которыми я выполнял свой воинский долг и томительное ожидание возвращения в родные края.
К сожалению, многие наши сослуживцы не смогли увидеть светлой жизни, о которой мечтали на полях Франции.
Я получил много писем от бывших солдат корпуса, в них столько теплоты и дружеских чувств, столько гордости за нашу Родину, столько веры в наши успехи.
Благодарю Вас, Константин Гаврилович, за письмо и приглашение посетить Вас, из-за занятости я едва ли смогу воспользоваться им.
Желаю Вам здоровья и многих лет жизни.
Бывший ваш однополчанин,
пулеметчик 4 пулеметной роты 2 пехотного полка
Маршал Советского Союза Малиновский.
5 октября 1960 г.»
Особенно тяжелы были для Корпуса бои 1917 года в провинции Шампань. В 2010 г. здесь, на территории Музея Первой мировой войны, был открыт памятник с надписью о боевых действиях Русского корпуса.
А в 2011 г. памятник бойцам Корпуса появился и в Париже – русский воин рядом с боевым конем, пьющим воду из Сены.
Война войной, а жизнь в тылу продолжалась теми же темпами. Венчались, рождались и крещены были, умирали и отпевали их в соседних церквах – Никольской в Жегалове и Покровской в Хомутове.
На границе Мещанской слободы Щелкова и Соболевки продолжал достраиваться новый грандиозный храм. Он был посвящен знаменательному событию в жизни страны – рождению в 1904 году царевича Алексея – наследника у царя (ранее были только дочери).
Инициатором строительства был владелец соседней к храму суконной фабрики А. Синицын, ранее уже поставивший часовенку в д. Щелково у плотины, впоследствии сделавший ее входной часовней с иконой Серафима Саровского.
Был создан Строительный комитет и выбран архитектор – Гончаров, строивший ряд домов в Москве для Синицыных. В 1912 г. по приезде Николая II в Москву щелковская делегация была принята царем (вместе с наследником) и одобрена эта инициатива.
Строительство продолжалось и во время войны. Обе церкви в Хомутове и Жегалове не могли вместить быстро растущее население Щелкова. Особенно это чувствовалось при чтении Манифестов и торжественных молебнов по случаю победы русского оружия.
Председатель СК Синицын Александр Иванович, влад. суконной фабрики | Член СК Селезнев Алексей Михайлович, управляющий конторой Т-ва «Людвиг Рабенек» | Гончаров Сергей Михайлович, известный архитектор московского модерна |
В строительном комитете и в числе жертвователей-храмоздателей (кроме упомянутых) было более 100 чел. Упомянем первых членов Комитета 1909 года:
-
- Синицын Александр Иванович
- Скоробогатов Вас. Яковлевич (Мещ. слобода, магаз., чайная),
- Антонов Никита Васильевич,
- Мишин Степан Дмитриевич,
- Анисимов Никита,
- Кулаков Иван Иванович, Букалов,
- Матвейцев Петр Глебович (литейно-мех завод),
- Стрижёв Павел Вас. (полиц. урядник),
- Кузьмин Василий Кузьмин,
- Галюкин Иван Яковлевич,
- Еремин Михаил Степанович,
- Панов-Рубцов Василий Федорович (купец, Мещанская слобода).
На служебном корпусе храма – в центре его ярко видна дата 1916 г., год окончания строительства церковного комплекса и освящения первого придела храма 13 ноября 1916 года. Это – главный Исторический памятник времен Первой мировой войны. Освящение главного престола храма совершил преосвященный епископ Верейский Модест. Вначале службы вел о. Николай Любимов (Жегалово), а настоятелем в 1917 г. стал о. Константин Голубев.
Наш депутат Государственной Думы Алексей Чистов
В 1912 году депутатом от крестьян Московской губернии был избран крестьянин села Жегалово Алексей Иванович Чистов, бывший ранее волостным старшиной Осеевской волости, а потом мыловаром на фабричке его братьев.
В Думе вошел он во фракцию прогрессистов, которые и инициировали создание в 1915 г. Прогрессистского блока, получившего большинство в Думе и большие разногласия с Правительством.
В силу этого с началом войны Думу собрали на один день 26 июля 1914 г. только для утверждения военного бюджета страны, который депутаты почти единогласно поддержали. В начале 1915 г. разрешено было собраться на три дня (27-29.1.1915) снова на утверждение бюджета. Страсти в Думе усилились, т.к. правительство упорно не признавало стремления депутатов создать «правительство народного доверия», но четвертая сессия стала самой длительной – почти год с июля 1915 по июнь 1916 г.
7 июня 1916 г. стенограмма привела речь нашего депутата:
«Председательствующий. Член Государственной Думы Чистов.
Чистов (Московская губерния). Господа Члены Государственной Думы. Я буду говорить от группы крестьян депутатов, уполномочивших меня.
Приветствуя труды и начинания по уравнению крестьян в правах с другими сословиями Российской империи, мы, крестьяне, не можем не остановиться на прошедшем крестьянского сословия. Вспоминая все прошедшее и настоящее переживаемое время, становится невыносимо тяжело и больно за крестьян, бескорыстных тружеников, обслуживающих везде и всюду всех и всем, чем только при бедности своей они могут быть пригодны, и выносивших на своих плечах, обливаясь потом и кровью, все тяготы войн и безвремений.
Скоро два года, как они стоят грудью перед натиском обезумившего врага, геройски отстаивая каждую пядь родной земли. Вот этих-то братьев, бойцов-победителей, самую основную мощь русскую господа народные представители и не хотят считать равноправными с другими сословиями. Им пока преподносят за все их жертвы беспримерные отмену некоторых ограничений в правах сельских обывателей.
Какой горькой иронией звучат эти слова «некоторые ограничения» и «сельские обыватели». Бюрократия опасается, что крестьяне якобы не дозрели до великих реформ, а мы думаем, что тот, кто оценивает духовные силы и чистоту русского крестьянства, тот никогда не упрекнет в этом крестьянское сословие, а скажет, что русский крестьянин не сельский обыватель, не гражданин второго сорта, а такой же равноправный гражданин великой Российской Империи, как и все без исключения сословия, на что он имеет неотъемлемое право.
Этот законопроект мы поддерживаем, но не удовлетворяемся им. Мы, крестьяне, заявляем: нам нужна не только отмена некоторых ограничений, но полное и действительное уравнение в правах со всеми другими сословиями: неотложное введение волостного земства, земельные реформы и проведение в жизнь дарованного Высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. (Рукоплескания слева).
Эти запоздалые реформы дадут наискорейшую возможность России успешнее создавать вновь ценности, уничтоженные войной, а нашим несравненным победителям воинам к светлому победному над врагами дню – утешению.
И если наши избиратели-крестьяне спросят нас: почему мы в четвертой Государственной Думе не добились осуществления наших заветных чаяний, мы ответим, что в этом виновны не мы, а те, кто не прилагает стараний к достижению полной русской победы, благополучия и величия России, кто за беспримерные вековые подвиги крестьянства едва додумался отменять только некоторые, а не все, ограничения, как маленькую подачку для успокоения. (Рукоплескания слева).»
Заключительная пятая сессия прошла с 1 ноября 1916 года по 25 февраля 1917 года и закончилась Февральской революцией, в которой депутаты сыграли главную роль.
Поделитесь с друзьями